Кому светит «Луч»?

Зачем чемпионату Беларуси по футболу еще один клуб с пустыми трибунами?

Прошедшие дни были полны бодрых реляций о вышедшем в высшую лигу минском «Луче». Победа столичного клуба является вдвойне ценной, поскольку добыта наперекор стартовым —10 очкам, отнятым за договорные матчи в 2016 году. Клуб показал, что он сильнее жуликов в своих рядах, и преодолел скепсис, который многие питали в отношении его амбиций в начале сезона. Абсолютно все отмечают основную роль главного тренера Ивана Биончика в данном успехе. И действительно, в нашем футболе в компанию к Олегу Дулубу добавился еще один многообещающий тренер, за работой которого будет очень интересно посмотреть.

Но посмотреть кому? За победными речами и интервью игроков, тренера и учредителей нет ответа на один из важнейших вопросов: а для кого, собственно, играет «Луч»? Неужели в нашей высшей лиге появится еще один клуб без аудитории? Ведь времена, когда любители футбола массово собирались на матч из самой любви к этому виду спорта, давно миновали. Белорусский чемпионат и так не славится своей посещаемостью, так зачем умножать бедность? Да, «Луч» вышел в элитный дивизион по спортивному принципу. Но хотелось бы, чтобы к концу дебютного сезона команда не только закрепилась в нем, но и создала вокруг себя атмосферу на трибунах. И ведь уже есть правильный пример из этой области — «Крумкачы». Болельщиками–старожилами «воронов» сначала стали завсегдатаи форума «Прессбола», а затем клуб дополнительно мощно поработал для привлечения новой аудитории — в ход даже шли интервью в гламурных журналах и фотосессии. Клуб интенсивно был нацелен на привлечение модной молодежи, так называемых хипстеров, активничал в новых медиа и произвел настоящий бум в социальных сетях, одно время входя в пятерку наиболее массовых клубов по количеству подписчиков. Да, сейчас у «Крумкачоў» не лучшие времена, но вектор был задан правильно. И здесь мы возвращаемся к вопросу из заголовка.

Буду откровенен: у меня нет ощущения, что в «Луче» сами знают ответ на этот вопрос, иначе системная работа уже проводилась бы. Официальный сайт клуба, увы, также не поведал мне об этом. А значит, уже сейчас, в ноябре, стоит отставить долгие празднования и засучив рукава масштабно поработать в этом направлении. Часто авторам говорят: критикуя — предлагай. Хотел бы сделать небольшую памятку для владельцев «Луча», которая наверняка пригодится и учредителям других клубов, которые решат придать новый импульс захиревшей посещаемости.

Первое: необходимо определить миссию клуба, его место в городе и аудиторию. Не зря корпорации платят миллионы долларов за данные исследования. Ошибиться здесь нельзя. Но не боги горшки обжигают. Отсеиваем аудиторию футбольного «Динамо» и «Крумкачоў», смотрим, что в остатке. Кроме того, внимательно изучаем опыт подобных ситуаций в городах с несколькими клубами. Возьмем пример Стамбула. Несмотря на наличие мегапопулярной тройки грандов, маленькие клубы «Касымпаша» и «Истанбул Башакшехир» понемногу набирают свою аудиторию. В Беларуси не было прецедентов выстраивания аудитории вокруг района. «Луч» озвучил намерения играть на «Олимпийском». Кстати, возле завода с одноименным названием, чей логотип красуется на форме игроков. Возможно, именно этот путь мог бы оказаться главным, тем более что в районе Академии наук немало крупнейших университетов страны. Район — это не только жители с пропиской, надо использовать все возможности.

Второе: надо инвестировать в исполнителей. Да, «Луч» — клуб небогатый и, более того, в противовес «Крумкачам» стремящийся жить по средствам. Лучшие пиар–специалисты на рынке стоят дорого. Но, преподавая спецкурс о спортивном пиаре в Институте журналистики БГУ, я могу утверждать, что несколько талантливых студентов с каждого курса — потенциальные пиарщики клуба. «Ислочь» и уже упомянутые «Крумкачы» пошли именно по такому пути, взяли в пресс–службы выпускников Института журналистики и не прогадали.

Третье: клуб должен генерировать по–настоящему уникальный контент. Что–то такое, что в краткие сроки зацепит внимание широкой аудитории. При этом содержание видеороликов, статей, публикаций в соцсетях должно быть в корреляции, стыковаться с пунктом один. Быть в едином стиле, иметь единый подход. Каждый маленький клуб с чего–то начинал. Главное: это не стоит больших денег. Ролик можно снять даже на хороший телефон. Твиттер вообще не потребует инвестиций. Но за этим всем должна стоять Идея с большой буквы.

И четвертое: надо выработать правильные каналы коммуникации, чтобы достучаться до этой аудитории. Настроить таргетинг, как принято говорить. Допустим, вы остановились на студентах близлежащих вузов и/или жителях близлежащих районов. Как влюбить их именно в «Луч»? Где их найдет обращение клуба? Задача не самая простая, но без ее решения никак.

Задача у «Луча» очень сложная. Маркетологи ФК «Минск», к примеру, с ней, судя по виду пустых трибун, не справились, даже несмотря на свой стадион и определенный ресурс. Но если не заниматься этой задачей с той же страстью, что и подготовкой основной команды к дебюту в элите, то наш чемпионат получит очередную серую мышь в плане зрительского антуража. Нужно ли это федерации, прессе, болельщикам?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Загрузка...