Кому снимать сливки

Проблемы частного подворья
Проблемы частного подворья

Недавно, находясь в командировке, побывала в гостеприимной сельской семье. «Дом — полная чаша» — первое определение пришло на ум, едва ступила во двор. Добротный двухэтажный коттедж, декоративные кустарники, уютная беседка и... огромные хозяйственные постройки. «Две коровы, кролики, поросята, утки, куры, — наспех перечислив имеющуюся на подворье живность, хозяйка, извинившись, попросила подождать 20 минут, пока она управится с домашними хлопотами. И тут я увидела картину, которая меня сильно удивила. Взяв ведро с молоком, женщина отправилась в сарай кормить поросят. «Пою их молоком, — не моргнув глазом, сказала она. — Только так можно деньги заработать. Ведь за литр молока хозяйство платит копейки... А кабанчики на молоке растут быстро, и потом их с руками отрывают коммерсанты. У нас сейчас так многие делают».

Признаюсь, что до этого случая, покупая в магазине пакет молока, я особенно не задумывалась о том, во сколько оно обходится крестьянину. Хотя знала, что популярное у сельчан сравнение стоимости литра минералки, которую в магазине вряд ли купишь дешевле 500 — 600 рублей, со стоимостью литра молока, за который крестьянину нынче платят 360 рублей, родилось не на пустом месте. Похоже, что именно несоответствие затрат и конечного результата заставляют хозяев личных подворий кормить молоком скот или вовсе отказываться от содержания коров. Практически ежегодно их поголовье у частников уменьшается на 40 — 44 тысячи животных. Аналогичная ситуация и с молодняком. Пока в хозяйствах думают–гадают, как пополнить поголовье коров и бычков на фермах, коммерсанты, готовые заплатить на 500 — 1.000 рублей больше за килограмм живого веса, по «партизанским» тропам, бывает, стадами выводят скот через ту же белорусско–украинскую границу, на чем имеют неплохие барыши. Ловят их, ловят, а воз, как говорится...

В целом все это приводит к тому, что производство сельхозпродукции в частном секторе падает, государство теряет солидный резерв сырья, экспортные возможности и соответственно отнюдь не лишнюю для страны валюту. Ведь 40 процентов валовой продукции сельского хозяйства, которая пока еще производится в частном секторе, согласитесь, цифра серьезная... Вот красноречивая статистика: за 10 месяцев производство молока и мяса на личных подворьях в сравнении с прошлым годом упало на 7 процентов. Меньше там произведено яиц, овощей. И хотя одной из причин такой ситуации в Минсельхозпроде считают старение населения, отсутствие материального интереса у частника, вызванное низкими закупочными ценами, играет не последнюю роль! Пример с кормлением поросят молоком только подтверждает это.

А что думают о проблемной ситуации в Минсельхозпроде? Недавно там был разработан проект документа, который, как утверждают специалисты, должен заинтересовать частника в продаже государству излишков со своего подворья. Идея проста: за каждый сданный килограмм продукции крестьяне будут получать специальную надбавку, подобную той, которую не первый год имеют сельхозпредприятия. Планируется, что тот же литр молока принесет 60 рублей дополнительного дохода, килограмм картофеля — 80 рублей, при сдаче молодняка крупного рогатого скота сельчане будут получать в дополнение к закупочной цене 1.000 рублей на каждом килограмме. Пока документ находится на рассмотрении в Правительстве, но сумма средств, которые потребуются на его реализацию, уже просчитана: 22,2 млрд. рублей до конца года.

«Уверен, что с выплатой надбавок закупки продукции с личных подворий возрастут, — прокомментировал начальник отдела реформирования государственной собственности, фермерства и социального развития Минсельхозпрода Валентин Петров. — Расчеты с населением сейчас производятся своевременно, а теперь еще крестьяне за свою продукцию и денег получат больше».

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter