Кому расхлебывать “мутную воду”?

Отправляясь на прием в орган власти или адресуя туда письмо, человек рассчитывает, что его вопрос будет должным образом рассмотрен. Всегда ли ожидания оправдываются? Как показывает практика, увы, нет...Наша жизнь, если задуматься, это решение каких-то вопросов. Маленькие, каждодневные мы распутываем сами, а для решения значительных проблем нередко приходится обращаться в различные инстанции.

Читатели, безусловно, помнят историю со строительством колодца в д.Кленовичи Крупского района, которая началась еще летом минувшего года. Автором обращений, в которых поднимался этот вопрос, был А.Красовский. Сначала он сигнализировал о затягивании сроков начала строительства, потом — самого строительства. Редакция, к слову, активно помогала читателю в решении проблемы. Последний ответ из поселкового Совета сопровождался фотографией: Красовский наполняет ведро водой из колонки возле своего дома. Казалось бы, все, вопрос решен. Но недавно наш читатель сообщил, что его не устраивает качество воды из водозаборного сооружения. Мутная она какая-то и на вкус не очень...
Вновь письмо ушло на реагирование в райисполком, вскоре был получен ответ с приложенной к нему ксерокопией известной фотографии. Мол, все в порядке: заявитель, как и другие жители Кленовичей, водой обеспечен. Признаемся, у нас мелькнула мысль, что читатель создает проблему там, где ее нет. Ведь местные власти настойчиво уверяют, что все в порядке. Не в правилах “Народной газеты” останавливаться на полпути. Чтобы разобраться в этой мутной истории, мы обратились к специалистам Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
“В ходе санитарно-гигиенического обследования объектов водоснабжения (двух общественных и трубчатого колодца) выявлены нарушения требований санитарных правил и норм в части их содержания, оборудования и эксплуатации, — сообщает в своем ответе главный врач Станислав ОКОЛОТОВИЧ. — По результатам лабораторных исследований пробы воды не соответствовали гигиеническим нормативам”.
Далее сообщается, что за выявленные в ходе проверки нарушения к административной ответственности привлечен председатель Бобрского поселкового Совета, который, к слову, поставлял нам фотографии. В адрес Совета направлено предписание главного государственного санитарного врача Крупского района о необходимости проведения чистки, промывки, дезинфекции колодцев, благоустройства прилегающих территорий.
После того как все будет сделано, специалисты произведут повторный отбор проб воды для исследования, а районной санслужбе дано поручение держать этот вопрос на контроле.
Уж теперь, надеемся, эта мутная история прояснится. Но  если разобраться, почему проблема стала долгоиграющей? Почему, видя такую настойчивость жителей Кленовичей и целеустремленную работу в этом плане редакции (не следует думать, что мы избирательно подошли к проблеме сельчан, так же мы относимся и к другим обращениям, поступившим на адрес “Народной газеты”. — Ред.), поселковая власть, а вслед за ней и районная все же упорно лили воду. Неужели непонятно, что колодцы и колонки нужно содержать в порядке? Тем более если поступил сигнал?
В принципе, законодательная база по работе с обращениями граждан отработана. Прежде всего есть закон с аналогичным названием. Для редакции руководством к действию являются Закон “О печати и других средствах массовой информации” и Указ Президента Республики Беларусь N 630 от 5.12.97г. “О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных СМИ”.
Напомним, что почти год назад (27.12.06г.) Президентом Республики Беларусь была принята Директива N 2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”, которая потребовала от руководителей государственных органов “внимательного, ответственного, доброжелательного отношения к гражданам”.
Понятно, что гражданин обращается в какую-то инстанцию для того, чтобы получить положительный ответ на свой вопрос. Но даже если просьбу не удовлетворят, человек воспримет это как должное, если приведенные чиновниками аргументы будут убедительнее его доводов. Если же просто “отфутболивать” заявителя, то от этого лучше не будет: ни для дела, ни для заявителя, ни для должностного лица.
А если иметь в виду недавний 498-й Указ Президента Республики Беларусь “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц”, то перспектива у чиновников, которые решают вопросы только на бумаге, нерадостная. За нарушение порядка рассмотрения обращений они отвечают персонально: на первый раз на них может быть наложено дисциплинарное взыскание, а за повторное в течение года можно и служебного кресла лишиться.
Работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности редакции. И читатели видят, что их проблемы не игнорируются. Поток жалоб не уменьшается. Если за 10 месяцев 2006 года редакция получила 186 обращений, то за такой же период в этом году — 217. Многие из них начинаются словами: “Обращаемся к вам как к последней инстанции”...  Когда читаешь такое, думаешь: а почему должна быть “последняя инстанция”? Почему вопрос нельзя было решить в первой инстанции: в хозяйстве, в сельсовете или районе, ведь подавляющее количество обращений касается каких-то местных проблем, значит, и улаживать их нужно на месте, это же очевидно.
Вот последний пример. В редакцию позвонил Анатолий ХМЕЛЕВСКИЙ, который живет в столице в доме 1/17 на улице Менделеева. Наступили холода, а в его подъезде не закрыт люк, ведущий на чердак. Обращался в ЖЭС-23, Партизанское ЖРЭО, неделю вопрос не решается. “О каком теплосбережении мы тогда говорим?” — недоумевает Анатолий Александрович. Какую же инстанцию нужно поднять на ноги, чтобы рядовой работник жилищно-эксплуатационной службы повернул ключ в замке?.. Неужели для этого обязательно вмешательство республиканской газеты?
Хочется сказать еще вот о чем. Мы уважаем своего читателя и стараемся помочь ему в любой ситуации. Очень хочется, чтобы уважение было взаимным. К сожалению, так происходит не всегда. К примеру, получаем письмо о развале работы в одном из хозяйств Минского района. Отправляем его на реагирование в обл-исполком, поскольку в обращении сказано, что районные власти покрывают горе-руководителя. Шлем уведомление автору обращения. А вскоре звонит возмущенная женщина: “Не писала я ничего!” Какой-то “правдолюб” прикрылся чужой фамилией. А иногда получаешь сигналы о имеющихся недостатках, а подписи вообще нет. Мол, боюсь преследования за критику. Да, когда выносишь сор из избы, нужно быть готовым к тому, что кому-то это не понравится. Но если есть желание навести порядок, то, может, не стоит перестраховываться. А то может просто не получиться. Ведь согласно статье 7 Закона Республики Беларусь “Об обращениях граждан” анонимные обращения рассмотрению не подлежат. (Исключение составляют те, которые содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении).
Из вышесказанного какой вывод можно сделать? Только один, иного и предположить никто из журналистов “НГ” не может. Уважаемые читатели, редакция готова в меру своих возможностей и впредь помогать в решении ваших проблем. Пишите, звоните, приезжайте!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter