Кому, почему и зачем нужна нынешняя интернет-активность?

Не нужно золота ему, зачем – он свой процент имеет

Когда человек принципиально оппозиционен и при этом недалек (а так оно обычно и бывает), от него можно дождаться совершенно чудесных откровений. Вот тутбайка (впрочем, и нашанивка тоже) Адарья Гуштын по демократическому обычаю присваивает очередное понятие: «солидарность». Для нее это – брюзжание, ругань и то ежевечернее выплескивание злобы, которыми объединены сейчас многие «вiртуальныя суполкi».

«Еще никогда наше общество не объединялось так быстро», – восторгается повидавшая все Адарья. «Как зарождается белорусская «солидарность» и к чему это может привести?» – на голубом глазу задается она вопросом. Как будто не сама участвовала в процессе, как будто не знает конечную цель: разрушение современной белорусской государственности. 

Предлагаю просто почитать общение Гуштын с социологами, отрабатывающими европейские гранты, – выводы, мне кажется, сможет сделать каждый. 

Только цитаты, их цитаты

Итак, вступление: «Пять лет назад были самые скучные и предсказуемые выборы… А соседняя Украина активно переживала последствия смены власти». Иначе говоря, наглядный (и для нашего общества шоковый) пример был прямо перед глазами, оттого выборы и были «предсказуемыми». А скучно Адарье по жизни. 

«Доля тех, кто хотя бы время от времени принимает участие в формах, имеющих явную «протестную окраску» (публичные выступления в защиту, акции протеста и уличные акции), недалека от уровня статистической погрешности», – констатируют гуштыновы собеседники. Подтверждают очевидное. «Чем можно объяснить подъем активности в этом году?» – спрашивает она. И дальше читайте внимательно. 

«В 2020 году сошлось сразу несколько кризисных факторов», – правильно. Только началось раскачивание еще с осени 2019 года, помните «крестные ходы» в центре столицы? «Появились специальные инструменты, которые позволяют людям очень просто и быстро скоординироваться, создаются чаты и каналы, где можно передать информацию, деньги собирают онлайн», – говорит эксперт. Снова правильно. Теперь мы даже знаем, как называются инструменты: к примеру, «Улей» или «Мола-Мола». И откуда они появились: созданы при поддержке Белгазпромбанка. 

«Солидарность становится модной», – ага, только ее, эту псевдосолидарность, таковой делают. Как? Пожалуйста: «Одно дело, когда этим занимается 10−20 человек, и другое, когда задействованы сотни или даже тысячи, об этом пишут все медиа. Человек видит, что его друзья и знакомые присоединились, и думает: «Ок, а почему я еще не с ними?» И тоже присоединяется», – вот так оно и работает, коллективное оболванивание. И ведутся на него в первую очередь джентльмены: «А «Динамо» бежит? – Все бегут!»

Не до конца понятно? Адарья со своими социологами дальше сами и разъясняют: «Цифровое общество позволяет гибко решать проблемы. Есть реальный человек, который заявляет о себе как о координаторе. Почему я сам задонатил? Потому что уже много людей сделали пожертвования». Белорусу неуютно быть одному в пропитанном индивидуализмом мире. А когда он находит «суполку» (что легче всего сделать, не вставая с дивана, в интернете), то неловко быть не «как все». Прикладная психология в действии. 

А еще, прямо скажем, некоторые наши земляки, будучи в безопасности и в спокойствии, в уютном мирке и с видимостью работы, просто зажрались. Именно им адресована откровенная ложь: «Понятие «социальное государство» осталось только на бумаге и в пропаганде. Государство дает недостаточно гарантий и льгот», – это наше-то государство? Недостаточно – кому именно? И по сравнению с чем? Но ведь так удобно считать: «Мне недодали. Недооценили. Они виноваты. Я один прав». 

Только бабки, ничего личного 

Теперь самое главное, сосредоточьтесь: «Существование за внешние гранты не очень жизнеспособно, в таких случаях общественные движения вынуждены решать вопросы своих иностранных партнеров, а не непосредственных бенефициаров», – говорят Гуштын социологи. По сути, льют прямо в глаза: все предыдущие годы вы жили на зарубежные деньги. О стране не думали, отрабатывали заказы. 

Сколько раз об этом писали, ловили за руку, выволакивали за ушко и вывешивали на солнышко государственные СМИ? Бессчетно. Но для адарок наших все – божья роса.

«Если финансовые ресурсы не будут ограничены, все компоненты для объединения общества в решении общих проблем сохранятся. И когда будут возникать новые вызовы, общество, которое привыкло не зависеть от государства, будет соответствующим образом на них отвечать», – позвольте, я для вас переведу. Денежные потоки извне в последние годы уменьшились катастрофически – для них. Значит, надо найти новый источник вожделенных финансовых ресурсов. 

И его нашли: те самые краудфандинги, фандрайзинги, донаты, счета для пожертвований – короче говоря, ваши деньги. Личные. Которые вы через их платформы сами себе и пересылаете. Бабки никуда не деваются, они просто переходят от одного «нуждающегося» к другому, от одних «жертв» к следующим. Но создатели системы с каждого перевода отщипывают свой процент. На который и собираются сладко жить дальше. 

И чем «моднее» это будет, чем «активнее» вы будете, чем чаще станете «донатить» в интернете, тем жирнее будут они. Вот и все. О чем бы они с вами ни говорили, речь всегда идет о деньгах – помните? О ваших деньгах, которые вы сами им и отдадите. 

В связи с этим весьма любопытен и коллективный портрет тех, кто на эту абсолютно циничную денежную удочку ведется. Рыбаки ведь и вправду ничего не стесняются: «В предыдущие годы постфактум можно признать, что большинство действительно поддерживало действующую власть», – можно, потому что постфактум. И те деньги проедены, и их не вернешь, и некому потребовать. 

И не стыдно, ни капельки. 

А коллективный портрет – вот он: «Портрет Дориана Грея». Никого знакомого не узнаете? 

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter