Волки терроризируют деревни, а охотникам нужна дичь

Кому охота, а кому нет

«Волки, прибежавшие с территории Украины, терроризируют деревню», «Третью неделю волки держат Повитье в страхе», «Волки из Украины «взяли» в осаду приграничное село» — страх, страх, больше страха! Отвечая на посыпавшиеся от моих коллег вопросы, сельчане уже путаются, сколько деревенских собак загрызли серые и злые. Десять? Нет, уже от 15 до 20! Под конец недели волки отвлекли журналистскую братию от более серьезных тем, и сельским жителям — развлечение. Когда еще столько внимания им уделят ищущие сенсаций журналисты?


Волки, конечно, хищники. Но в природе все взаимосвязано. Уничтожается популяция кабана, и те идут за пропитанием ближе к человеку. Национальный парк «Беловежская пуща» вместе с общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» при поддержке Франкфуртского зоологического общества год назад начал проект по исследованию жизни и повадок волка. У ученых — свои задачи. А по классификации охотников серый остается нежелательным видом, приносящим вред охотничьему хозяйству.

Правда, сами охотники предпочитают стрелять по другим мишеням. В декабре заканчивается сезон охоты на копытных и боровую дичь. И сейчас в лесу лучше не появляться. Стреляют. Опасно. За трофеями вышли охотники с путевками. И браконьеры не дремлют. Вот статистика Госинспекции по охране животного и растительного мира. Только за одну неделю — 168 нарушений природоохранного законодательства. Изъято 20 охотничьих ружей и 707 килограммов мяса дичи, 3 километра рыболовецких сетей и 94 килограмма незаконно выловленной рыбы.

Впрочем, санкционированная охота тоже бывает не по правилам. В Белыничском районе недавно выстрелы прозвучали в непосредственной близости от трассы Минск — Могилев. Оказалось, егерь местного охотхозяйства дал добро на выстрел иностранному охотнику. Выехали на М–4, а за сеткой в лесу — олени. Эх! Руководитель охоты «забыл», что это территория покоя. Хорошо, что людей не было рядом...

В Брестской области в нынешнем году — 3 погибших охотника. В Кобринском — во время ночной стрельбы в кукурузе убит участник (законной!) охоты. В Пружанском браконьер случайно выстрелил в браконьера. В Малоритском браконьер пальнул в рыбака, приняв его за бобра. Рыбак, к слову, занимался незаконным ловом рыбы.

В январе охотники зачехлят ружья. В феврале — тишина. А 12 марта открывается сезон на гуся и селезня. В сентябре участок поймы реки Лесная в месте слияния рек Лесная Правая и Лесная Левая в Каменецком районе официально объявлен территорией, запрещенной для весенней охоты на водоплавающих птиц. Это, конечно, здорово. Но много у нас таких территорий? Нет. Весеннюю охоту на водоплавающих нужно было бы запретить повсеместно, как это сделали европейские страны, однако у нас очень сильно охотничье лобби, говорят экологи. Доводилось мне слышать объяснения, что надо же людям где–то посидеть на зорьке, слиться с природой, а гусей не убудет...

Неоднозначное впечатление оставила у меня выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты», которую недавно видела в питерском Эрмитаже. Чучела собак, зайцев, кошек, картины из панцирей жуков–златок — зрелище не для слабонервных. Неподготовленному зрителю неуютно среди подобных инсталляций. А приведи сюда охотника, скажет: «Ну вот, художнику можно, мне почему нельзя?» Правда, Фабр говорит, что чучела — это несчастные животные, сбитые автомобилями. И размещены чучела в зале Франса Снейдерса неспроста, рядом с его шикарными натюрмортами, изобилующими дичью и рыбой. Тонкий намек на тлен, на то, что стоит за ломящимися от яств столами?

В Эрмитаже привлекла мое внимание еще одна картина в тему — «Наказание охотника» Паулюса Поттера. В центре — сцены суда, наказания охотника и его псов животными. По мановению кисти художника собак лесные звери повесили, охотника зажарили на вертеле. XVII век, золотое время для забав с ружьями. И такой смелый посыл...

Браконьеры были и, увы, будут. Им не важно, открыта охота официально или нет — у них свои правила. Да и законная охота, она что — гуманнее? Не более чем мужская забава. Главное — не мясо, а трофеи: рога лосей, оленей и косуль, клыки кабана... Впрочем, одним — охота, другим, как мне, например, — нет. Потому еще раз — о волках. Оказывается, в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), серый находится в списке редких и исчезающих видов.


Советская Белоруссия № 247 (25129). Пятница, 23 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter