Кому нужно личное подсобное хозяйство?

Производство продукции в личных подсобных хозяйствах в настоящее время крайне нерентабельно...

За последние  15—20 лет жизнь на селе изменилась коренным образом. В первую очередь за счет развития общественного сектора, механизации, электрификации и других благ цивилизации. Особенно это стало заметным, когда Беларусь стала самостоятельным государством и вошла в свободные рыночные отношения. Мы больше не поставляем в союзный фонд 3 млн. тонн молока, 300 тыс. тонн мяса, исчез дефицит.

Заработала торговля, и сейчас в каждой деревне можно купить любые молочные и мясные продукты по доступным ценам. Но вот парадокс: чем больше отечественных продуктов питания появлялось на прилавках наших магазинов, тем быстрее сокращалось поголовье скота у населения, площадь обрабатываемой земли и соответственно производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Давайте посмотрим, сколь важным сегодня является подсобное сельское хозяйство для самих крестьян…

Действительно, согласно статистике в подсобных хозяйствах Беларуси сегодня производится 90 % картофеля, 82 % овощей, 17 % скота и птицы, 20 % молока, 35 % яиц. Но в отдельные данные статистики трудно поверить. Например, в 2007 году населением было произведено 7837 тыс. тонн картофеля и 1775 тыс. тонн овощей, кроме того в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах произведено 378 тыс. тонн овощей и 907 тыс. тонн картофеля. Куда же пошло это огромное ко­личество продукции? Ведь на личное потребление использовано 1827 тыс. тонн картофеля и 1339 тыс. тонн овощей, при этом их импорт составил около 205 тыс. тонн. На семена израсходовано 1,5 млн. тонн картофеля, 100 тыс. тонн отправились на экспорт, 200 тыс. тонн — на переработку. А где остальные картофель и овощи? Правильно, больше как на корм скоту у населения они никуда пойти не могли.

Теперь подсчитаем, сколько же картофеля и овощей, плодов и корнеплодов попало на стол хрюшкам да коровкам. Выходит, что около 4 млн. тонн картофеля, овощей — около 600 тыс. тонн, плодов — около 200 тыс. тонн, корнеплодов — 1 млн. тонн — общей сложностью 5,8 млн. тонн. Если учесть, что в 2007 году у населения кормилось 300 тыс. голов крупного рогатого скота, 90 тыс. голов лошадей, а поголовье свиней составляло 1 млн., то в итоге получается порядка 700 тыс. голов условного поголовья (приравнено к 1 голове крупного рогатого скота). Если разделить 5,8 млн. тонн сочных кормов на 700 тыс. голов, получается, что на одну корову приходится по 8,3 тонны. Кроме того, выходит, коровы съели за год по 2 тонны сена и по 5 тонн зеленой массы, по полтонны концкормов. Любой крестьянин скажет, что такого просто не может быть, — это по аппетиту только слону.

Одна из функций статистики — анализировать и сравнивать. Если сопоставить производство населением картофеля и овощей в 1990-м и 2007 году, то получаются такие цифры: картофель — 4625 и 7837 тыс. тонн, овощи — 246 и 1775 тыс. тонн. Площадь посевов под картофель в 1990 году составляла 349 тыс. га, в 2007 году — 370 тыс. га. Небывалый рост урожайности, причем без глобального — перспективных сортов и промышленных технологий. При этом в первые годы экономических реформ, когда катастрофически сокращалось производство в общественном секторе, высокими темпами росло значение личных подсобных хозяйств граждан. У меня давно закрадывается сомнение, что у населения производство картофеля увеличилось в два раза, а овощей — в 7 раз и при этом еще продолжает расти.

Года три назад, будучи в конце января в гостях у матери, которая проживала в Минском районе, встретился с сотрудником Гаранского сельсовета, которая проводила учет скота у населения. Я поинтересовался, сколько они насчитали урожая картофеля и овощей у моей матери, которой в то время было 85 лет. Цифры были таковы: картофеля — 7560 кг, овощей — 2170 кг. И это на участке площадью около 5 соток. На мой вопрос, каким методом определен такой сбор, работник сельсовета ответила: контрольные цифры им довели из района, и уж они расписали их по всем дворам. Неужели таким образом достигается урожайность по всей республике?!

Приведу еще очень любопытные цифры. В текущем году Беларусь, по всей видимости, выйдет на уровень 1990 года по производству валовой продукции. Так вот, в 1990 году население производило 23,7 % сельскохозяйственных товаров, в отдельные годы перестройки этот показатель доходил до 44 %, а в 2007 году составил 34,6 %. Тогда сельскохозяйственные организации, имея на вооружении более 50 тыс. энергетически насыщенных тракторов, 13,5 тыс. комбайнов, десятки тысяч единиц другой техники, использовав 1,2 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений, произвели продукции растениеводства на 4858 млрд. рублей. Подсобные же хозяйства, имея 89 тыс. лошадей, лопаты да тяпки, а также услуги сторонней техники, — на 4881 млрд. рублей. Еще в 2006 году население производило 54 % продукции растениеводства, а хозяйства — 46 %. Удивительные пропорции.

Не могу понять, ради чего отдельные чиновники так радеют за личные подворья? Предположим, в текущем году мы закупим у населения 500 тыс. тонн молока. По своему качеству оно годится только для производства масла и сухого обезжиренного молока. Переработаем и получим соответственно 25 тыс. тонн и 40 тыс. тонн. Куда их девать? Продадим за границу. Но мировые цены на продовольствие прихотливы. Да, периодически поставки продуктов питания за рубеж приносят большие прибыли, но не реже — убытки. Поставки этого объема продукции на иностранные рынки могут обернуться потерями около $ 90 млн. За эти деньги можно строить ежегодно по 20 ферм на тысячу коров с полной механизацией и автоматизацией и получать высококачественную продукцию. Безусловно, личные подсобные хозяйства определенное время еще будут существовать, но нужно реально оценить объемы производства этого сектора, определить его роль в продовольственной безопасности государства. Когда руководство страны будет видеть реальную картину производства и во что это обходится, тогда будет принимать согласованные решения по формам поддержки, которая, на мой взгляд, должна существовать. Для этого необходимо во время переписи скота на начало года произвести опрос крестьян хотя бы о приблизительных планируемых объемах производства. Господдержка должна быть простой и понятной для всех. Например, за одну голову скота давать одну сотку огорода, независимо от того, крестьянин будет продавать свою продукцию или полностью потреблять ее сам. Такие формы помощи уже действуют в ряде развитых стран.

Мы же дотируем экспорт, а почему не можем оказывать помощь нашим подворьям? Производство продукции в личных подсобных хозяйствах в настоящее время крайне нерентабельно, она не может конкурировать с крупным производством и без поддержки государства будет катастрофически сокращаться.

Видимо, личные подворья ждет та же судьба, что и многие фермерские хозяйства в западных странах. Там, не выдерживая конкуренции, они постепенно разоряются. В данном случае и другая возникает проблема у государства: как высвобождающиеся земли вовлечь в оборот. В Государственной программе возрождения и развития села на 2005—2010 годы предусмотрено повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения, совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов за счет улучшения работы социальной сферы. Сокращение работы на личных подворьях непременно будет способствовать этому процессу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter