Кому нужен информационный железный занавес

В Европарламенте прошли дебаты на тему влияния российской пропаганды на страны ЕС. И ровно в тот же день президент США Дональд Трамп объявил, кто победил в конкурсе лженовостей. Если это и случайное совпадение, то очень своевременное и даже полезное. Ведь одно дело, когда евродепутаты выставляют российские медиа, такие как телеканал RT, агентство Sputnik, инструментами «российской пропаганды». Но вот Дональд Трамп опубликовал свой список «победителей» его импровизированной премии для фейковых СМИ. И оказалось, что в нем самые известные, самые демократичные и либеральные медиа: газеты The New York Times и Washington Post, телеканалы ABC и CNN, журналы Time и Newsweek — которые тоже лгут.

Получается, «антидемократические» российские СМИ занимаются ровно тем же, что и «супердемократические» американские. Очевидно, что эта проблема — глобальная, и, кстати говоря, в ряды недобросовестных СМИ евродепутаты могли бы занести ряд вполне респектабельных европейских изданий, которые утаивают преступления мигрантов или попросту замалчивают эти факты. К такому выводу пришли эксперты Гамбургской школы журналистики, проанализировав тысячи статей крупнейших и ведущих изданий Германии, прежде всего таких, как Suddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Welt и Bild. Из 35 тысяч рассмотренных материалов лишь в 6% случаев речь шла о достоверной и взвешенной новости или репортаже.

Это хороший контраргумент для «3.500 примеров прокремлевской дезинформации», которые обнаружила Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force), которая была создана в марте 2015 года для противодействия российским кампаниям по дезинформации.

А вообще, худшим из вариантов было бы устраивать вот такие конкурсы лженовостей. Создание оперативных групп, которые будут скрупулезно подсчитывать количество «вражеских фейков», решает проблему самозанятости европейских чиновников, но никак не способствует развитию общей информационной среды.

Ведь коль сегодня все государства ставят угрозу фейковых новостей в один ряд с террористической, то и действовать надо сообща, вырабатывая общие критерии и подходы к этой проблеме. И уже сейчас вырисовываются три главные задачи.

Первое: как сказала глава европейской дипломатии Федерика Могерини, единого подхода к терминологии, что является фейковыми новостями, до сих пор нет. Одна из ключевых задач — выработка определения понятия «ложная информация». Зачастую под этим подразумевается просто чужое мнение.

Второе — нельзя искать легких решений. Так, представительница Эстонии Яна Тоом на дебатах в Европарламенте привела красноречивый пример: «В детстве в ответ на вопрос, кто виноват, я всегда слышала одно: западный капитализм и Рональд Рейган (президент США). Сейчас я слышу, что во всем виноват лично Владимир Путин. Не могу согласиться с таким черно–белым подходом».

Действительно, очередное разделение континента, теперь уже информационным железным занавесом, ничего хорошего не принесет.

Отсюда третья задача — перестать делить Европу на вражеские лагеря. Кстати, некоторые сегодняшние термины, например «фабрики троллей», очень напоминают активно работавшие на раннем постсоветском пространстве «фабрики мысли» (think tank), которые вполне открыто пропагандировали западные ценности. Теперь маятник качнулся обратно, и страны — доноры чужой информации предлагают свой контент. Да, он, этот контент, находит своего слушателя в ситуации, когда в самом Евросоюзе появились новые явления — правые, радикалы, сепаратисты, националисты, евроскептики и т.п. Смешно слышать, как испанский евродепутат Эстебан Гонсалес Понс заявил, что некий российский телеканал «передавал информацию о танках в Барселоне». Нападки на Россию, поиск российского следа всюду и везде стал способом отвлечения от собственных внутренних проблем. Очень трудно объяснить, почему Марин Ле Пен набирает 30% голосов на местных выборах, а Каталония отбивается от рук. Но вот — алле-оп! — волшебная палочка–выручалочка «путинского влияния» объясняет все.

На самом деле не объясняет, а только усложняет и запутывает картину реальности. Прав представляющий британскую правопопулистскую Партию независимости Соединенного Королевства UKIP Джерард Баттен, который призвал не обвинять других за свои собственные ошибки.

Да, пропаганда была и остается сильнейшим оружием в руках государств. Его использовали всегда, а сегодня, в информационном обществе, главные битвы ведутся за умы. Так же, как в обычных войнах были конвенции, запрещающие химическое и бактериологическое оружие, сегодня надо договориться о взаимоприемлемых нормах подачи информации.

А вот эта задача как раз и является приоритетной и для Европарламента в частности, и для всех других общеевропейских организаций наподобие парламентских ассамблей ОБСЕ, Совета Европы. Она вполне могла бы быть одной из тем нового переговорного процесса по будущему устройству Европы наподобие Хельсинки–2.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter