Интервью с начальником Сморгонской пограничной группы полковником Сергеем Жилинским

Кому нельзя, те не пройдут

Проведя на заставе даже весь день, увидишь лишь детали службы и быта. Пусть колоритные, запоминающиеся, но все–таки частности. Понять многогранность этой непростой профессии в крупном масштабе пытаюсь в беседе с начальником Сморгонской пограничной группы полковником Сергеем Жилинским.

— Сергей Васильевич, какова зона вашей ответственности?


— Сморгонская пограничная группа охраняет границу с Литовской Республикой на участке протяженностью более 240 км. Подконтрольная нам территория пролегает по Островецкому и Ошмянскому районам Гродненской области и Поставскому — Витебской. Нагрузка на личный состав серьезная: ежедневно границу пересекают до восьми с половиной тысяч человек, а в выходные и праздничные дни — вдвое больше. За 7 месяцев проследовало более двух миллионов 100 тысяч человек и 720 тысяч транспортных средств, включая 211 тыс. грузовиков.

— И как часто вы выявляете нарушения?

— Подавляющее большинство из тех, кто пересекает границу, законопослушные граждане. Но попадаются и такие, кто пытается использовать ее для незаконного обогащения. С начала года мы выявили 10 оборудованных тайниками автомашин, пресекли более сотни попыток незаконного перемещения товаров на общую сумму около 80 тысяч рублей. Добавлю также 28 единиц огнестрельного оружия и 257 боеприпасов...

— Какой из факторов при этом более значим, человеческий или технический?

— Все взаимосвязано. С одной стороны, у нас сильный офицерский состав, отлично подготовлены срочники и контрактники. При этом погрангруппа по последнему слову техники оснащена системами видеонаблюдения. Вот я сижу в кабинете и практически как на ладони вижу всю охраняемую нами границу. Мы не единожды задерживали нелегалов, когда они чуть ли не с метрового расстояния смотрели в видеокамеру, пытаясь отыскать ее месторасположение. Бесполезно! Те, кто хотел поиграть в кошки–мышки с пограничниками, за это уже поплатились. К слову, по сигналу «Тревога!» застава полностью поднимается за 4 минуты.

Замечу, что с недавнего времени в наши обязанности входит и проверка так называемой «Зеленой карты», обязательного страхования автомобилей и гражданской ответственности выезжающих за границу людей.

— Известно, что в этом году задержано 123 нелегала, пытавшихся пересечь госграницу, а за тот же период прошлого года таковых было 294. Стали хуже работать?

— Лучше! Относительное затишье объясняется в первую очередь тем, что крупные каналы незаконной переправки иностранцев в страны Евросоюза уже перекрыты. Их организаторы предстали перед судом и получили от 3 до 8 лет лишения свободы. Важно подчеркнуть, что организованные преступные группы были разоблачены нами в тесном взаимодействии с подразделениями Министерства внутренних дел, Следственного комитета, Комитета государственной безопасности.

Профессионально сотрудничаем и с Пограничной службой ФСБ Российской Федерации, стремясь пресечь — и пресекаем в итоге! — деятельность преступных групп приграничья еще на стадии их зарождения. Да и с литовскими коллегами отношения конструктивные: 2 — 3 раза в год обязательно встречаемся, обмениваемся опытом и принимаем конкретные решения.

— В старых советских фильмах приходилось видеть, как контрабандисты преодолевают контрольно–следовую полосу, привязав к ногам копыта кабана или лося. Методика устарела?

— Я тоже так думал до недавнего времени, пока у нас на заставе аналогичный случай не повторился. Сегодня нарушители используют новинки современной техники, включая мобильные приложения и GPS–навигаторы, но и от дедовских методов не отказываются. Пытаются границу и переползти, и перепрыгнуть, и даже перелетать, но ни старые, ни новые ухищрения не помогают. Чужие здесь не пройдут! Все наши работники не только профессионалы и технари, но также и психологи. По многим прямым и косвенным признакам определят, например, подмену документа. Впрочем, у нас есть профессиональные секреты, которые не хотелось бы афишировать.

— Что бы вы сказали молодым людям, которые мечтают стать пограничниками?

— В следующем году мы будем отмечать большой и красивый юбилей — 100–летие пограничной службы. История богатая, одновременно трагическая и героическая. Кто первым встал на пути вторгшейся в СССР фашистской армады? Пограничники. Кто находится в постоянной боевой готовности, чтобы в считаные минуты и секунды встать на защиту Родины? Пограничники. Наша служба небезосновательно считается элитной. Это не просто работа — это образ жизни. Специфический, сложный, но интересный, затягивающий. Ненормированный рабочий день — лишь один из факторов. Но почему–то ветеранов, отдавших всю жизнь ненормированной службе, всегда тянет к нам и наоборот. Преемственность поколений среди пограничников — отнюдь не пустой звук, не пафосные слова. На заставах обычно небольшие коллективы с дружеской, почти семейной атмосферой, при которой легче решать неизменно сложные задачи.

kozyrunited7@mail.ru

Фото предоставлено идеологическим отделом Сморгонского пограничного отряда.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter