Кому надо помогать

Время стимулировать продажу и покупку собственной продукции

Указ Президента № 214, утвердивший повышение таможенных пошлин на целый ряд импортных товаров, широко обсуждается в среде предпринимателей и профессиональных экономистов. Можно услышать и такие оценки: «Повышение таможенных пошлин на импорт — это защита своего производителя за счет потребителя», «покупателям придется переплачивать за иностранные товары», «протекционистские меры ограничивают свободу выбора»... В этих комментариях нет больших откровений. Идеальных экономических решений, которые бы нравились всем, не бывает. Об издержках протекционизма можно прочитать в любом современном учебнике по экономике. Однако...


Жизнь, особенно сейчас, гораздо разнообразнее академических доктрин. Из–за дефицита финансов на мировом рынке сложилась ситуация, которую можно определить так: каждый выживает как может. При помощи пошлин, квот, сертификатов, лицензий, специальных субсидий, выборочного кредитования... Тон в этой гонке по защите своего производителя задают ведущие рыночные экономики (вспомним беспрецедентные пакеты государственной помощи американскому и французскому автопрому).


Понятно, что всякая мера наталкивается на контрмеру. В итоге продать свою продукцию на внешних рынках каждой стране становится все труднее. Так будет до тех пор, пока ведущие игроки мирового рынка, по выражению бывшего министра финансов России А.Лившица, «не подсчитают, не прослезятся и не помирятся».

Но, судя по всему, до «перемирия» еще далеко. Достаточно изучить нашу экспортную статистику. Продажи белорусской сельхозтехники, машин, продовольствия, мебели, текстиля, трикотажа, обуви, бытовой техники etc. на внешних рынках снизились. И причина не только в объективном падении спроса. Даже на рынках ближайших стран наши производители наталкиваются на торговые барьеры: высокие пошлины, жесткие квоты (в странах ЕС), нежелание местных банков кредитовать покупку иностранных товаров, высокие «входные» бонусы, которые требуют торговые сети (в России).


«Мы пробовали пробиться с нашей продукцией на рынки Литвы и Польши. Столкнулись с тем, что нас там абсолютно никто не ждет. Хотя продукция наша ничуть не уступает местной, но мне очень сложно представить, чтобы, например, белорусская морковка продавалась в польском супермаркете», — поделился со мной собственным опытом директор агрокомбината «Ждановичи» Григорий Чуйко.


В ситуации, когда продавать за рубеж становится все сложнее (еще и потому, что страны–соседи — Россия, Украина, Польша — девальвировали свои валюты на 30 — 50 процентов), собственный рынок может помочь нашим производителям разгрузить склады, пополнить «оборотку». В этом контексте действия государства, стимулирующего покупку белорусской продукции в Беларуси, представляются совершенно обоснованными. Да, фирмы и предприниматели, которые ввозят в страну иностранный товар, критикуют введение высоких ввозных пошлин. Эта мера не в пользу их бизнеса. Но ведь кроме импортеров, вывозящих из государства дефицитную валюту (ничего личного — констатация факта), есть еще и собственные производители, которые создают продукт. Надо бы прислушаться к их мнению.


Вот как оценивает повышение пошлин на импортные товары Григорий Чуйко: «Уверен, решение правильное. Да, 180–процентная пошлина на импортные капусту, морковь, лук, картофель — это, по сути, «заградительная» мера. Но у нас в стране производится достаточно овощной продукции хорошего качества. Построены современные хранилища, вложены миллиарды рублей...» По мнению собеседника, новые условия выгодны и производителям, и государству. «Понятен интерес торговли брать на реализацию испанские и турецкие помидоры, голландскую капусту... Товар дороже белорусского, торговая надбавка фиксированная, прибыль на импорте получается больше, — анализирует Чуйко. — В итоге из государства вывозится валюта, тормозится сбыт своей продукции. Да и потребитель зачастую страдает, не имея возможности купить более дешевый белорусский товар. Теперь же высокие пошлины будут стимулировать продажу и покупку собственной продукции».


А вот какой комментарий я получил на предприятии «Пинскдрев».


«Повышение пошлин на импортные изделия деревообработки, мебель — очень актуальная мера, — считает начальник управления организации таможенных работ «Пинскдрева» Василий Рогаль. — Наше предприятие производит товары высочайшего качества на самом современном оборудовании. Об этом свидетельствует география экспорта: помимо России, мы продаем мебель, фанеру, ламинированные ДСП в Польшу, Германию, Бельгию, Францию... Но сегодня сталкиваемся с тем, что наш белорусский рынок «забивают» аналогичная продукция из Польши, поставки из стран Балтии. Импорт очень часто дешевый, но далеко не лучших характеристик. Уверен, что сегодня актуальнее поддерживать свою качественную продукцию».


А так оценивают Указ № 214 на Минском часовом заводе.


«Повышение ставки таможенной пошлины на импортные часы с 10 до 30 процентов — полезное решение. Мы сегодня выпускаем около 1,5 тысячи моделей часов, огромные деньги вкладываем в рекламу и маркетинг. Но наша доля на внутреннем рынке, которая в прошлом году составляла 27 процентов, сейчас падает, — рассказал управляющий часового предприятия Николай Гаевский. — Причина в том, что белорусский рынок завален дешевыми азиатскими изделиями. Думаю, что повышение пошлин поможет нам со сбытом товара».


Таковы оценки наших производителей. Стоит добавить, что более «теплые» условия для них создаются временно — всего на несколько месяцев. 214–й Указ  — своеобразная отдушина для белорусских предприятий в условиях кризиса. Будем надеяться, что они воспользуются ею с толком. Что подорожание импортных телевизоров, холодильников, часов, одежды, овощей не создаст соблазна для одновременного «подкручивания» цен на белорусские аналоги. Напротив, хотелось бы видеть снижение цен и совершенствование качества. Возможности для этого есть. Сейчас особенно важно, чтобы все участники экономической деятельности поступали ответственно. И покупатели, и торговля, и производители...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter