Рейд "СБ": почему бомжи не желают другой жизни?

Кому на улице жить хорошо

Бродяга, просивший называть его просто Иваныч, беспокоится: грядущую холодную зиму пережить будет сложно. Он уплетает горячее пюре, используя соленый крекер вместо ложки, и не скупится на слова благодарности. Иваныч — один из тех, кто стал участником профилактической акции «Социальный патруль», которая с 1 декабря проводится в Минске. В патруле — соцработники и милиционеры, они помогают людям без определенного места жительства. Корреспонденты «СБ» отправились в благотворительный рейд вместе с одной из дежурных групп.


Желтый микроавтобус катится по дорогам Центрального района. В коробках сложены одежда, термосы, печенье и другая снедь. Завотделением социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Вероника Годун по дороге рассказывает об алгоритме действий: «В каждом из районов города по очереди проходит десятидневное дежурство. Сейчас очередь нашего центра. Окажем бездомным социальную, медицинскую и гуманитарную помощь. Акция продлится до конца февраля. Сотрудники милиции указывают, где находится нуждающийся человек, и мы туда выезжаем с теплой одеждой и горячей едой». Если бродяга чувствует себя сносно, то ему предлагают подкрепиться, взять теплую одежду. Если же дела плохи, то человек проходит полную санитарную обработку, посещает терапевта, делает флюорографию. Затем его помещают в дом ночного пребывания. Бездомных постараются социализировать, вовлечь в трудовую деятельность. Похоже, это наиболее важный момент. Ведь они нередко идут на преступления.


Тормозим около пункта приема стеклотары — популярное место среди бездомных. Сначала сотрудники РУВД останавливают Александра Погожельского. Он не рад помощи. Сначала безразлично отказывается от горячей вермишели, а затем почему–то хвастается, что у него в роду есть поляки. Потихоньку бездомные сами начинают стягиваться к микроавтобусу — по району разнеслась молва, что раздают бесплатную еду. Вот уже в двери лезут сразу несколько человек с опухшими лицами, начинается галдеж. «Мужики, а где вы моетесь?» — спрашивают у них. «У лужине!» — откуда–то издали орет косматый мужик и хохочет, запрокинув голову. Кстати, большинство из них на свою жизнь не жалуются: говорят, что лучше бездельничать, чем вкалывать целый день.

Тридцатилетний скиталец Владимир Костюк бездельником себя не считает: «Это кажется, что мы ничем не занимаемся. Сейчас вот я шел опаливать провода, чтобы потом сдать медь. Я из Копыльского района, где мог работать только в колхозе, на пилораме, грузчиком... Но лучше уж жить в столице, чем дома ждать маленькой зарплаты. Рублей 20 у меня в день выходит. Сплю в заброшенном фургоне «Газель», с 19 лет так живу. Для еды покупаю зельц и кефир. Если большая сырость на улице, беру водку или «чарнила» — прогревает».

Милиционеры просят Владимира пройти в автобус, чтобы проверить, не находится ли он в розыске. А я задумываюсь, что не такие уж несчастные эти «бедолаги». Говорят, заняты делом... Но где и как они зачастую подрабатывают? Крадут, разбирают чужую технику, чтобы сдать детали на металлолом, срезают провода и кабели. Мы не раз писали о таких случаях. Задаюсь вопросом: а должно ли государство им помогать, тратя деньги на благотворительность? Ведь это их выбор — жить на улице. И сами они другой жизни, судя по всему, не хотят. Директор территориального центра социального обслуживания населения Центрального района Инна Герасимова со мной не согласна: «Государство прикладывает все усилия для того, чтобы такие граждане были обеспечены хотя бы минимальными благами. Эта акция — тому подтверждение. Да, признания отдельных бездомных могут натолкнуть на мысли, схожие с вашими. Однако есть люди, которые действительно попали в трудную ситуацию и нуждаются в помощи. Кто если не государство поможет им?»

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter