Кому корешки – тому и вершки...

САХАР за прошлый год подорожал в два раза. Причем внимательный покупатель мог четко определить надвигающееся повышение цены: как только официальные лица в очередной раз начинали опровергать «необоснованные слухи», сахарный песок обязательно дорожал. Целый год мы покупали продукт из свеклы урожая 2010 года, которая уже выращена, закуплена и переработана. Полученный сахар был расфасован и ждал своего потребителя. Так почему цена на него росла в среднем каждые три месяца? Какова его себестоимость?

Каждое повышение розничной цены на сахар увеличивает долю торговли и переработчика и снижает долю крестьян. Разве это допустимо?

САХАР за прошлый год подорожал в два раза. Причем внимательный покупатель мог четко определить надвигающееся повышение цены: как только официальные лица в очередной раз начинали опровергать «необоснованные слухи», сахарный песок обязательно дорожал. Целый год мы покупали продукт из свеклы урожая 2010 года, которая уже выращена, закуплена и переработана. Полученный сахар был расфасован и ждал своего потребителя. Так почему цена на него росла в среднем каждые три месяца? Какова его себестоимость?

О чем молчат сахаровары…

Естественно, в первую очередь этот вопрос хотелось выяснить у переработчиков. В республике четыре сахарных комбината — Городейский, Жабинковский, Слуцкий и Скидельский, которые практически равны по производственной мощности и выпуску сладкого продукта. Благодаря существенному техперевооружению комбинаты по уровню технологий, энергозатрат и другим показателям относятся к числу среднеевропейских сахарных заводов. По официальным отчетам, белорусские сахаровары имеют гарантированные объемы сбыта продукции, валютную выручку. Они успешно выполняют производственные программы. Кроме закрепленных за каждым из них свеклосеющих районов, есть собственные сельхозпредприятия, которые специализируются на внедрении передовых методов выращивания и уборки сахарной свеклы.

Неудивительно, что в сезоне 2010—2011 обеспечен самый высокий объем производства сахара из свекловичного сырья за последние годы — без малого 600 тысяч тонн, что в 1,5 раза больше, чем сезоном ранее. Сахаристость выросла до 16,8 процента. Годовая потребность республики в этом продукте — максимум 380 тысяч тонн. Совершенно очевидно, что собственной свеклы, а значит, и сахара хватает как для внутреннего рынка, так и для экспортных поставок. Но в марте цена на сладкий песок опять поднялась на 7,1 процента. Сегодня фасованный сахар стоит 7500 рублей за килограмм. Это повышение представители концерна «Белгоспищепром» объясняют довольно витиевато: «В целях улучшения финансового состояния сахароперерабатывающих организаций, сокращения диспаритета цен с сопредельными государствами». Та же позиция и в комментарии Минэкономики, где говорится, что с инициативой поднять цены на внутреннем рынке выступают сахарные заводы, аргументируя это тем, что в прошлом году из-за девальвации белорусского рубля понесли серьезные убытки.

Можно, конечно, поверить на слово. А можно открыть отчет, например, ОАО «Слуцкого сахарорафинадного комбината» о прибылях и убытках в 2011 году.

В пункте «Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку» стоит цифра 892299 миллионов рублей против 523665 миллионов в 2010 году. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг составила 188795 миллионов рублей против 101479 миллионов. Как видим, комбинат сработал с прибылью. Думается, не ошибусь, если предположу, что и другие сахарные заводы не остались без нее. Тогда непонятно, почему ценники на сахар меняются чаще, чем времена года? И еще интересно, сколько стоит килограмм на самом деле, какова его себестоимость?

На всех четырех предприятиях категорически отказались ответить на этот вопрос, да и вообще разговаривать о чем бы то ни было.

Что ж, не обессудьте: попробуем посчитать хотя бы приблизительно.

На долю ОАО «Городейский сахарный комбинат» приходится 28 процентов (280168 тонн) от всего производимого белорусскими предприятиями сахара. В прошлом сезоне заготовлено 1140548 тонн корнеплодов (в чистом весе). Из них в счет госзаказа завод закупил 920 тысяч тонн свеклы по 234 тысячи рублей за тонну, из которой получил приблизительно 115 тысяч тонн свекловичного сахара. Затраты по переработке составляют 870 тысяч рублей на тонне продукта. Разделив сумму затрат на объем выпуска, получим себестоимость тонны свекловичного сахара — 2742 тысячи рублей.

Это, естественно, далеко не точный экономический расчет, но в целом он дает представление о реальной цене сладкого продукта и согласуется с мнением экспертов. Они утверждают, что себестоимость производства сахара-песка из купленной свеклы находится в пределах 430 долларов за тонну, а при наличии собственного сырья этот показатель снижается до 350 долларов. Кстати, при удачном стечении обстоятельств маржа (разница между ценой и себестоимостью) на свекловичном сахаре собственного производства может составлять 100 процентов.

Таким образом, себестоимость килограмма свекловичного сахара — максимум 3—3,5 тысячи рублей.

Кто и как делит «сладкие» доходы?

Сахарная свекла — экономически выгодная культура. Уровень рентабельности ее производства может достигать 70 процентов. В то же время эффективность отрасли нестабильна и зависит от разных факторов. Скажем, прошлый год запомнится девальвацией рубля и курсовой разницей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сельхозпроизводителю в этих условиях надо было закупать семена, удобрения, средства защиты и т. д. Тем не менее в хозяйствах с толковым, умеющем считать руководителем свекла принесла прибыль.

По словам заместителя председателя Несвижского райисполкома, бывшего председателя СПК «Городея» Николая Соловья, это хозяйство занимается возделыванием сахарных клубней семь лет. В прошлом году с 480 гектаров накопали почти 25 тысяч тонн свеклы с урожайностью 512 центнеров с гектара. Рентабельность составила 41 процент. Главное для сырьевика — выгодно продать свой товар. Производителя радует, что за последние 2—3 года на Городейском сахарном заводе, куда сдается свекла, заготовка налажена четко по часам. Авралы исчезли как явление, когда на предприятии ввели электронный документооборот. Претензий в этом плане нет. Самое странное начинается потом: сахарный завод рассчитался с СПК по интересным ценам. Напомню, осенью 2010 года закупочная цена была на уровне 99 тысяч за тонну. В марте прошлого года — 167 тысяч и последняя — 234 тысячи рублей. А сахарный завод рассчитался с СПК «Городея» хитро: 1,5 тысячи тонн клубней по 99 тысяч рублей за тонну, 3,5 тысячи — по 167 тысяч, и только остальные — по 234 тысячи рублей. То есть из-за девальвации рубля переработчик закупочные цены перевел в доллары. В итоге хозяйство потеряло около 600 миллионов рублей. По словам Николая Соловья, ни одно промышленное предприятие так не «сработало» с сельчанами, кроме сахарного.

Понятно, что все участники свеклосахарного комплекса (производитель — переработчик — торговля) заинтересованы в получении прибыли. Торговля с килограмма сахара оставляет себе 14 процентов — 1,05 тысячи рублей. Переработчику достается 6450 рублей с килограмма. А что получает тот, кто выращивает сладкий корнеплод и благодаря которому все остальные имеют доходы? Доля переработчиков и торговли от розничной цены составляет 81,2 процента, а доля крестьян — 18,8. До последнего повышения доля производителя была чуть более 20 процентов. То есть каждый рост цены снижает долю крестьян, что не поддается никакой логике!

Европейцы в свое время создали систему эффективного стимулирования всех участников свеклосахарного комплекса. Основной стимул — гарантированные минимальные цены на сахарную свеклу и сахар. Базисный уровень цены включает производственные затраты и минимальную рентабельность для получения свеклы определенных базисных условий (урожайности и сахаристости). Для развития свеклосахарного производства созданы нормальные взаимовыгодные экономические отношения, базирующиеся на денежных расчетах. В этом — главные стимулы. У нас же в основе свеклосахарного производства пока лежит конфликт интересов, что выражается в отсутствии справедливости в распределении доходов.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter