Почему одни находят кадры, а другие - головную боль?

Кому хорошо, если сельчанин имеет возможность выбора места работы

СОРОК лет назад в моей деревне впервые появился человек, который каждый день ездил на работу в город и возвращался домой. Тогда это казалось диковинкой, но со временем стало обычным явлением. Сейчас тысячи сельчан постоянно отправляются зарабатывать деньги в столицу, областные и районные центры. Однако в последнее время здесь наблюдается и еще одно, доселе  неизвестное явление.

Социологи проводят много исследований о внутренней миграции, пишут о перемещении людей в основном из деревни в город. При этом,  как правило, речь идет о смене места жительства. А ситуация «жить здесь — работать там» практически не рассматривается. Те, кто пробовал ею заняться, жалуются: нет данных. 

В идеале каждый человек, которого не устраивает  его сегодняшний уровень доходов или комфорта, желал бы найти более высокооплачиваемую работу в другом месте, возможно, в городе. Но решение квартирного вопроса может растянуться на десятилетия. Поэтому ищут реалистичные варианты. 

В сельхозпредприятиях с жильем значительно проще. Но это не значит, что новому работнику в успешном хозяйстве сразу дадут дом. Как правило, есть очередь. В ней свои: те, кто отработал несколько лет, молодые семьи, желающие отделиться от родителей. Вот и появляется новая форма сельской миграции. Порой с неясными до конца целями и непредсказуемыми последствиями.

Столкнулся с таким фактом. В сельхозпредприятии трудятся несколько человек, которые живут в деревне, за 30 километров в соседнем районе. Каждое утро за ними приезжает микроавтобус, который увозит на работу, а вечером  привозит назад. Говорят, руководитель местного хозяйства даже обвиняет коллегу в том, что тот сманивает кадры. Но ведь их никто насильно не забирает. Люди сами хотят трудиться на расстоянии от родного дома.

Почему идут на такой шаг? У хозяйства, в котором они проработали много лет, слабое финансовое положение и, соответственно, низкая зарплата. Вот и срабатывает пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Раньше такого явления не было. Действовал  принцип «где родился, там и пригодился». При сегодняшнем же уровне развития транспорта 30—40 километров не расстояние. Словом, у человека появилась возможность выбора. А у руководителей слабых хозяйств — головная боль.

Пока мы видим только первые ростки явления. Но со временем оно может принести и немалые проблемы. Сельское население уменьшается. Кадров в хозяйствах, особенно рабочих специальностей, не хватает. Крепкие будут их потихоньку перетягивать. Помешать этому нельзя:  никто никого за конкретной землей не закреплял.

Кто-то скажет, ничего страшного нет. Мол, конкуренция. Побеждает сильнейший, тот, кто больше платит. Но в отличие от городов, где достаточно рабочей силы и рынок все урегулирует, на селе ситуация принципиально иная. Со временем некоторые хозяйства могут  вообще остаться с минимумом работников и  не будут успевать проводить вовремя технологические операции на полях и фермах. Словом, станут разваливаться. Допустить этого никак нельзя.

Как остановить такое явление, которое можно называть по-разному: бегством, сманиванием, поиском лучшей жизни? Задача государства и в том, чтобы выравнять обеспеченность кадрами на селе, чтобы не было у одних густо, а у других пусто. Коль нельзя применить административные меры, значит, нужны экономические рычаги. 

Идет много дискуссий о господдержке сельхозпроизводителей. Сейчас она в основном идет на произведенное мясо и молоко. Но при таком подходе  успешные хозяйства будут богатеть,  а слабые вряд ли улучшат финансовое состояние. Возможно, нужна дифференциация господдержки. В значительно большей степени, чем сегодня, учитывать плодородие почвы, а также финансовое состояние и другие факторы. Это поможет отстающим выйти хотя бы на уровень середняков. 

Конечно, благосостояние сельхозпроизводителей всегда останется разным. Одни будут побогаче, другие — победнее.  Но можно уменьшить разрыв между ними, в том числе  и уровень оплаты труда. Допустим, в одном хозяйстве средняя зарплата — 750 рублей, а в другом — 600. При такой небольшой разнице не будет перетягивания кадров. Человек согласится чуть меньше получать, чтобы не вставать раньше обычного и не тратить дополнительное время на дорогу. 

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter