Наши журналисты — о совершенствовании образовательного процесса

Кому из нас, за что и какую отметку поставят ученики?..

Чем ближе 1 сентября, тем больше переживаний на тему нового учебного года. Родители заняты покупкой одежды и канцелярских товаров, а учителя уже готовы увлекать новыми знаниями. О том, какие уроки получат дети сегодня, зависит наше завтра. С тем, что от уровня образования зависит, насколько успешным будет будущее страны, никто не поспорит. А потому даже самые мелкие шероховатости учебного процесса нельзя оставлять без внимания, да и ошибки недопустимы. Об этом и многом другом на днях шла речь на совещании Президента о развитии национальной системы образования.

Наши корреспонденты изучили его основные тезисы и решили поделиться своими размышлениями насчет некоторых из них.

Язык, как и любую мышцу, нужно тренировать

Хочу рассказать, чем обеспокоены мои товарищи по плечу, то есть родители учеников, которые идут в этом году в 8-й класс: выбор профиля, по которому будет проходить обучение ребенок. То есть дети уже сегодня должны хотя бы примерно понимать, к какому из школьных предметов у него лежит душа и какие из них могут понадобиться в будущем для поступления в лицей, колледж или вуз.

Среди детей и родителей провели анкетирование, и оказалось, что они в большинстве своем еще не знают, с какой профессий через пару лет свяжут свою жизнь. Многим пришлось отвечать впопыхах. Ведь 1 сентября уже не за горами. И тут подумалось, как здорово, что современная школа дает возможность самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения. Это и мотивация для большей самостоятельной работы, и значительный шаг для успеха во время единого экзамена. И еще, возможно, хорошая помощь в поиске первого рабочего места. Сегодня у старшеклассников есть возможность поступать в вуз по целевому набору. Президент говорил также о совершенствовании работы в связке «школа — вуз».

Такая система индивидуального подхода к ученику, исходя из его способностей и предпочтений, действует не первый год. Я оканчивала профильный класс с углубленным изучением математики и биологии 20 лет назад, сдавала экзамен с задачами на два уровня выше, чем базовый. Да, было непросто, но все потом в жизни зачлось, хотя и поступала на факультет журналистики БГУ, где ни математику, ни биологию сдавать было не нужно. Знания в жизни очень пригодились.

В нынешнем году на 100 баллов сдали тестирование по всем трем предметам 337 человек. Это здорово! Но что-то подсказывает: «веды» они черпали не только из школьной программы! Как мать трех школьников, листаю учебники каждый вечер. И, честно, всегда прихожу в недоумение: почему такие простые упражнения и задачи? Параграфы представлены в каком-то сжатом виде. Домашнее задание в 3-м классе: спишите два предложения, вставьте пропущенные буквы. У меня тут же вопрос: и на этом все? А как же мы будем знать язык, если каждый день будем писать только два предложения?

Сколько раз мне попадалось в учебнике по литературному чтению стихо­творение про Коляды, выпавшее на календарную весну? Ищешь ответ на все вопросы по истории Беларуси в конце параграфа и понимаешь, что в книге его нет — нужно лезть в интернет. Но как при этом ребенку отличить правду от фейков? Кстати, с этого года учащие­ся будут сдавать экзамен по истории Беларуси не после 11-го, а после 9-го класса.

Еще одно нововведение — изложение (пересказ) на выбор по русскому или белорусскому языку вместо диктанта. Педагоги гимназии, где учатся мои дети, уже задали вопрос: способны ли старшеклассники письменно пересказать сюжет рассказа? Оказывается, для современных ребят даже в 9-м классе это серьезное испытание. И гаджеты в этом сделали свое дело, научив говорить сокращенными словами. А ведь язык — это мышечный орган. Его, как и любую мышцу, нужно тренировать. А экзамен по изложению — это круто! Мы сразу выходим на пополнение лексического запаса, умение выделять главную мысль, понимать, что хотел сказать автор. И тут так хочется ввести в уроки литературы старые, доб­рые читательские дневники. Благо в книжных магазинах их предостаточно. Однако далеко не каждый учитель возьмет на себя лишнюю, то есть не по программе, работу.

И тут мы выходим к тезису о кадровом обеспечении учебного процесса. О нем, кстати, тоже шла речь на совещании у Президента. Где найти сегодня такого учителя, который болел бы за свое дело душой, подходил к способностям ученика гуманно и задавал домашние задания относительно его уровня знаний, да еще правильно пользовался таким инструментом стимулирования к учебе, как отметка, умел работать не только с детьми, но и был в контакте с родителями?
Ясно одно: учебный процесс всеобъемлющ. Главное — в погоне за совершенством учебного процесса не забыть о самых главных его участниках: детях. Ведь за наши ошибки отметку спустя несколько лет нам, взрослым, поставят они.

 kuzmich@sb.by

«Прожарка» от Галины Михайловны — это вау!

Главные «боли», которые волнуют большинство, — школьная форма, качество учебников, взаимодействие учителей и учеников, отметки и экзамены. Очевидно, что все взаимо­связано и рассуждать над улучшением какого-то одного пункта, игнорируя все остальные, бессмысленно. Именно поэтому пройдемся по всем.

Мое поколение отрицает нужность школьной формы, мол, знания можно получать, сидя за партой в футболке и спортивных штанах. Но я придерживаюсь более консервативных взглядов: единый деловой стиль необходим. У некоторых на этот счет дилемма: с одной стороны, школьная одежда дисциплинирует, а с другой — то, во что ребенок одет, не влияет на его эрудицию. И в этом есть доля правды. Форма становится своеобразным индикатором учебы и для общества, и для детей. Она их концентрирует на учебу.

Что могу сказать о качестве учебников? Когда я училась, на школьные пособия особо никто не жаловался. А если и возникали какие-то проблемы, то учитель или интернет всегда были в помощь. Учебники по иностранным языкам обычно пылились на полке, поскольку тем по грамматике и устной речи там было немного. Заниматься приходилось с помощью дополнительных пособий. Признаюсь, книги в школе мне были почти не нужны: все необходимые знания легко усваивала на уроках. Хорошо это или плохо: без репетиторов, только на постоянных «тренировках» ЦТ по русскому языку в 2018 году сдала на 87 баллов.

В этом есть большая заслуга моей учительницы, поскольку она, словно спортивный тренер, регулярно давала делать задания ЦТ, пока это не дойдет до автоматизма. На уроках литературы мы часто писали эссе и сочинения. После проверки тетрадей Галина Михайловна устраивала «прожарку» лучших работ, и я всегда мечтала, чтобы моя оказалась среди них. Несколько раз так и случалось: преподавательница зачитывала текст и останавливалась на недочетах. Именно это помогло мне определиться с собственным стилем. Кстати, еще она шутила, что я не умею писать художественно, как того требует литература, все мои сочинения получались как разгромная статья в газете. Сенсационных материалов пока не написала, но однозначно благодарна Галине Михайловне за полученные знания и простые человеческие наставления. Уверена: настоящий учитель — это не тот, кто пришел, отвел урок, задал домашнее задание и ушел, а тот, кто, помимо этого, учит ребенка искать решения в сложных жизненных ситуациях.
Многих волнует тема ЦТ и его «наследника» — централизованного экзамена, который введут в 2023 году. Задача стоит в том, чтобы по их результатам увидеть каждого ученика. Кто-то говорит, что ЦТ в этом плане не помощник: там можно просто «натыкать». Так-то оно так, но время покажет, настоящие там были знания или нет. Абитуриент, который на ЦТ угадал правильные ответы на 50 баллов, если и поступит в университет, то вряд ли дойдет до диплома. Там постоянно надеяться на авось не получится.
В централизованном экзамене собираются минимизировать количество заданий, где есть варианты ответов, то есть школьнику нужно будет учить предметы тщательнее. Эта форма испытания для нас незнакомая, как себя проявит, непонятно. Скорее всего, она упростит жизнь школьникам: не нужно будет готовиться к выпускным испытаниям и отдельно к ЦТ. Кроме того, многие перестанут жаловаться на то, что учитель экзаменационной отметкой испортил средний балл аттестата. Все будет проверять компьютер.

Рассуждая на эту тему, поняла одно: то, как ребенок будет учиться в школе, а потом в университете, зависит от воспитания в семье, профессионального подхода учителей и мотивации самого ученика.

beleckaya@sb.by

P.s. В споре рождается истина. Именно эта фраза станет девизом нашей новой рубрики. Здесь дискутируют разные поколения, которые на основе веяний времени сформировали свое мировоззрение. Мы обсуждаем животрепещущие темы. Но только вам, дорогие читатели, решать, чьи аргументы весомее. Ваши отклики присылайте на наши электронные адреса. Ждем с нетерпением!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter