Вслед за дешевыми авто из России на белорусские рынки хлынули дешевые товары из Украины

Кому гривна рубль бережет, а кому и множит

90-е ВОЗВРАЩАЮТСЯ? Вслед за дешевыми авто из России на белорусские рынки хлынули дешевые товары из Украины. На границе очереди из авто, багажники которых забиты под завязку, — наши челноки везут из страны-соседки, попавшей в водоворот экономического кризиса, дешевые продукты, промтовары и сбывают по ценам, весьма приятным для белорусов. Пошлину при этом не платят, но волнует ли это торговцев, погнавшихся за легкими деньгами?


Три недели назад сама вернулась из Чернигова. Ехала туда с организованной группой земляков, которые в последние полгода регулярно устраивают шоп-туры в Украину. Найти транспорт не составило труда: частники берут за поездку до Чернигова и обратно 200—230 тысяч рублей. Можно добираться на поезде с пересадкой в Гомеле: выйдет вдвое дешевле, но дольше. А комфортабельной маршруткой удобнее: через Комарин до Чернигова 200 километров. В пути (без учета «пробок» на границе) – два с половиной часа. Маршрутка проезжает три крупных рынка, приобретенные товары можно оставить в салоне авто. (Насколько я знаю, промышляют таким нехитрым способом и брестчане, устремившиеся в шоп-туры в украинское Заболотье. Билет на поезд туда и обратно стоит не более 20 тысяч рублей, а сэкономить на всевозможных покупках, для себя или на продажу, можно не в пример больше.) 

Лично я за границу везла высоколиквидные нынче в Украине доллары. Тогда на черном рынке за один американский «рубль» давали 22 гривны. Кстати, теперь курс доллара — 38—40 гривен. Гривны мы брали у менял: у маршрутки столпилось не менее пяти. Белорусы сейчас ценные клиенты: везут в страну валюту, к курсу не требовательны. Гривна девальвируется день ото дня, купить по дешевке можно все, что душа пожелает. Вот и работают черниговские рынки «до последнего белоруса».

Тянем из Украины все, кроме мясных продуктов (из-за АЧС) и подакцизных товаров, за избыток которых «прижучат» на границе. Например, одна пассажирка завалила автобус, следующий по маршруту Чернигов — Речица, одеялами (12 штук) и на обратном пути раздала каждому по одному, «чтобы не было вопросов у таможни». В Речице даму встретил муж. А на следующий день на тамошнем рынке вижу в продаже те же самые одеяла. Ценник — 450 тысяч рублей за штуку, хотя в Чернигове, в пересчете на белорусские рубли, одно такое одеяло стоило всего 200 тысяч. Выручка, получается, больше 100 процентов. Неплохой бизнес, с учетом того, что пошлину за ввезенные товары предприимчивая белоруска не заплатила. 

Государство тем временем пытается защитить внутренний рынок от спекулянтов. Таможенные и иные сборы на продукты, промышленные, спортивные, строительные товары, импортируемые легальным путем, пополняют государственную казну. Бюджетные деньги идут потом на хорошие дороги, социальную, правоохранительную сферы… Но наши земляки, одержимые «шкурным интересом», об этом пока не думают. 

Эксперты говорят, что ситуацию с коммерсантами выровняет сам рынок. Но пока это произойдет, скольких средств не досчитается наша казна?

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter