Календарь и традиции: 24 - 30 сентября 2018 года

Кому грибочек, а кому репка

В нынешнем году начало осени выдалось на редкость щедрым на солнечные дни. Но время неумолимо. И зиму никто не отменял. Следующая неделя фактически завершает сентябрь, а октябрь — это уже другая история.

24 сентября — день преподобной Феодоры, по–народному — Тадоры. Когда–то все знали: «пасля Тадоры ўсякае лета–цяпло заканчваецца».

26 сентября в традиционном народном календаре Корнилов день. Корнил еще раз напоминает, что нужно поторопиться с уборкой оставшегося на полях урожая — речь идет о корнеплодах. Ведь после Корнила «корень в земле уже не растет, а только мерзнет». Прежде в такие дни — в восточных регионах они назывались «репорезом» — готовили репу из нового урожая: пареную, вареную, вяленую. И репка, и брюква, и турнепс теперь редко появляются в нашем меню, а ведь они так полезны, да и вкусны: пропаренные или протомленные в духовке с чесночком. Из них можно приготовить несложное по технологии (недаром мы до сих пор говорим: проще пареной репы!), но изысканное по вкусу пюре. Хороши также и супы.

Широко распространена была когда–то и редька. Особенно много ее употребляли во время поста. Даже в песнях пелось: «Масленiца–абманшчыца пасадзiла нас на рэдзьку горкую и капусту белую».

27 сентября — праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. В народном календаре день рассматривается как своеобразный порог перехода к холодной поре года: «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает». Улетают птицы и уносят с собой «ключы ад лета». Пресмыкающиеся в последний раз греются на уже не жарком солнышке перед тем как заползти на зимовку в свои норы. Но лес все еще манит грибами и поздними осенними ягодами. По народным представлениям, грибы — нечто довольно странное, связанное с некими подземными, таинственными и непонятными силами. Грибы ведь могли быть и вкусными–полезными, и смертельно ядовитыми. При определенной обработке они даже служили «крэсiвам» для разведения огня. Все это вызывало особое отношение к грибам. Недаром в одних случаях говорили о человеке — «здароў, як рыжык бароў», а в других — «стары, як порхаўка». Происхождение грибов тоже объясняли по–разному. Существовало, например, такое предание. Однажды сам Бог и апостол Петр ходили по земле. Устали, и Петр украдкой откусил немного хлеба, что носил с собой «у торбачцы». В это время Бог спросил у него: что бы еще хорошего и доброго сделать для людей? Петру надо было ответить, и он, не успев проглотить хлеб, выплюнул его. Из того якобы и образовались грибы.

В Беларуси у каждого региона в соответствии с его климатическими и природными особенностями, сложился свой «грибной диапазон». На западе растут польские боровики, на северо–западе — маслята–«казлякi». Для Поозерья особым знаком были теперь уже практически исчезнувшие рыжики. Собирали здесь и так называемые лесные шампиньоны, курочки, и вовсе похожие на поганки или серые мухоморы зонтики. Для Минщины характерна классическая смесь: боровики, красноголовики, лисички, подберезовики. По традиции в деревнях игнорировали волнушки, зеленки и подзеленки, называя их «городскими» грибами, поскольку горожане в лесу сметали все подряд.

28 сентября в традиционном народном календаре — Никита–гусятник. Начинается отлет гусей: «Гуси летят, зиму за хвост тащат».

29 сентября — Язэп. «Калi на Язэпа вецер з поўначы вее, то не мей на пагоду надзеi».

30 сентября — день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Если лист на деревьях держится крепко — зима придет еще не скоро.

А вообще, все уже, как в песне пелось: «Ой, восень мая, восень сцюдзёная, чаго рана захаладала?/ Я й не раненька i не позненька, а як мая пара прыйшла,/ бо лiсточак упаў, зямельку ўклаў, вось i мая пара прыйшла».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter