Греция заявила о своей неспособности рассчитаться по долгам и нежелании идти на поводу у кредиторов

Кому должен — всем прощаю!

Греция заявила о своей неспособности рассчитаться по долгам и нежелании идти на поводу у кредиторов. Таков итог воскресного референдума. Это первый за последние сто лет прецедент среди стран, которые принято считать развитыми. В связи с чем возникает резонный вопрос: не существует ли подобной опасности для других государств, долги которых, казалось бы, давно уже превысили все мыслимые и немыслимые пределы.



Мировая финансовая система просто сошла с ума. Процентные ставки по краткосрочным государственным облигациям в Западной Европе в начале года уверенно ушли в минус и, судя по всему, не собираются менять достигнутый уровень. Что это? В чем логика и смысл? Между тем практика отрицательных ставок на финансовые активы — прямое следствие многолетних попыток запустить мировую экономику, предлагая ей заемные средства по все меньшей и меньшей цене. Ненадолго задержавшись на нуле, они в итоге перешли и этот барьер.

«Во всей Вселенной нет ничего более могущественного, чем сложный процент», — писал Альберт Эйнштейн. И это высказывание справедливо для современной экономики: доступ к дешевым кредитным ресурсам называют одной из главных составляющих экономического роста. Низкая процентная ставка позволяет многим крупным экономикам накапливать долги, не опасаясь того, что со временем они могут превратиться в тяжкое бремя, которое не сможет вынести население страны. В качестве наиболее яркого примера такой ситуации можно назвать США. Их государственный долг скоро попадет в учебники в качестве иллюстрации финансовых проблем западного мира.

Однако при этом, несмотря на колоссальный размер самого долга, превышающий валовый внутренний продукт страны, его обслуживание обходится всего лишь в 3 процента от ВВП ежегодно. Причина тому — крайне низкие процентные ставки. С самого начала кризиса в 2008 году правительство США одалживает деньги под процент, едва превышающий уровень инфляции. Практически половина долгов была накоплена именно за это время. Такая стратегия позволила американцам привлекать дешевые деньги и вкладывать их в свою экономику, чтобы вначале не допустить сильного спада и наступления затяжного кризиса, подобного тому, что охватил весь западный мир в 30–е, а в перспективе — вызвать оживление деловой активности у себя и заново раскрутить маховик мировой экономики.

Однако несмотря на то, что по размеру госдолга в абсолютном выражении Америке не может составить конкуренцию ни одно государство мира, в относительном выражении он все же не является крупнейшим в мире. Среди развитых стран признанным чемпионом в этой номинации является Япония: ее правительство задолжало кредиторам сумму, в два с половиной раза превышающую добавленную стоимость, создаваемую за год. Однако в отличие от Греции Страна восходящего солнца не торопится объявлять о своей неплатежеспособности. Кстати, там уже давно практикуются отрицательные процентные ставки, к которым Европа пришла только сейчас. Более того, из–за дефляции, развернувшейся в стране в последнее десятилетие, на отрицательных процентах, теоретически, можно было даже заработать, если к моменту погашения облигации цены оказывались ниже, чем в то время, когда она покупалась. Сейчас, правда, японское правительство всеми силами пытается разогнать инфляцию.

Долговая яма, в которой на данный момент оказались правительства практически всех развитых стран, перестает казаться столь глубокой и катастрофичной, если проанализировать, кому и сколько они должны. Например, два крупнейших держателя американского долга — Федеральный резерв США и пенсионный фонд. В целом же внутренние кредиторы владеют более чем половиной облигаций. Аналогичная ситуация в Японии. Там дефицит бюджета последних лет практически полностью финансируют японские граждане и учреждения.

Для большинства белорусов облигации под нулевые, а в некоторых случаях и отрицательные проценты выглядят неправдоподобно, но тут сказывается разница в понятии о накоплениях. Для среднего жителя нашей страны первая ассоциация к слову «сбережения» — пачка долларов, спрятанная в надежном месте. В других странах, где развита культура безналичных платежей, такой способ откладывать на черный день неприемлем, вот и приходится соглашаться на невыгодные условия. К тому же у пенсионных фондов, которые в каждой стране являются одними из крупнейших держателей облигаций, альтернативы практически нет.

Понижать процентные ставки и создавать дефицит бюджета — вот основной рецепт выхода из кризиса, который применялся на протяжении многих десятилетий. Судя по тому, что крупнейшие мировые экономики последние пару лет демонстрируют рост, он снова работает. Правда, цена этого оказалась достаточно высокой: оба перечисленных показателя уперлись в значения, которые вряд ли стоит перешагивать. Поэтому, вполне возможно, нынешний кризис исчерпал возможности метода накачки дешевыми деньгами и в следующий раз придется изобретать новый. Демарш Греции, отказавшейся на референдуме от выполнения требований кредиторов, может стать толчком, катализатором новых поворотов в экономике. Каких? Увидим очень скоро.

ivan.syulzhin@yandex.ru

Советская Белоруссия № 127 (24757). Среда, 8 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter