Почему торговые сети предпочитают зарубежную сельхозпродукцию?

Кому чужая свекла слаще?

Всем известный призыв “Купляйце беларускае!” в настоящее время очень актуален. Бывая в соседних странах (Польше, Украине, Литве), я убедился, что большинство их жителей отдают предпочтение продукции своих производителей. В Европе, да и в мире в целом, продать товар сейчас очень сложно. Существуют определенные квоты, например, на поставки сельхозпродукции. А как с этим вопросом у нас?


К сожалению, белорусы, совершая покупки, редко руководствуются чувством патриотизма. К тому же в торговле сейчас господствующее положение заняли сетевые магазины. Хозяевами же супермаркетов являются в основном зарубежные инвесторы. Удивляет в плохом смысле их форма работы с поставщиками. Они не заключают контракты, а объявляют тендер — кто отдаст дешевле. У сельхозпроизводителя остается выбор: или отдать за бесценок, или продукция останется нереализованной и сгниет. Зато у западноевропейских фермеров имеются контракты и гарантированная государством квота продажи по разумной цене. Под нее они и выращивают свои овощи и фрукты.

Создается впечатление, что одна из задач разросшихся у нас торговых сетей — реализация (причем без квот) импортной продукции белорусскому покупателю. Понятно, когда завозят и продают то, чего мы не производим. Но очень обидно, когда под разными предлогами отказываются закупать у наших фермеров и СПК картофель, фрукты и овощи, а завозят из-за рубежа аналогичную или даже худшую по качеству продукцию.

По данным Минсельхозпрода, в 2016 году по импорту в нашу страну было завезено картофеля, лука, капусты, моркови, столовой свеклы, яблок на сумму свыше 300 миллионов долларов. В то же время у многих СПК, фермеров и частных лиц осталась нереализованной аналогичная продукция. Ее пришлось скормить скоту или выбросить на свалку. Страна потеряла валюту, отечественные производители понесли убытки. Причем наши овощи, по мнению покупателей, по качеству лучше импортных. К тому же, как говорят известные ученые, для сохранения здоровья лучше употреблять продукцию, выращенную в своем регионе, а не заморскую.

Вот такая “помощь” чиновников своим производителям. Может, они не имеют полномочий повлиять на данную ситуацию? На вопрос, почему они так делают, отвечают: покупатель хочет иметь выбор. Однако наш картофель или морковь в Польшу и Германию для разнообразия не завозят.

Василий Михальчик, кандидат сельскохозяйственных наук

Гродно
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter