Источник: Знамя юности
Знамя юности

Компьютер, кем мне быть? Прошли вместе со школьницей профориентационную диагностику. Спойлер: на все про все ушло почти два часа

Компьютер, кем мне быть?

В огромном мире профессий абитуриенту легко потеряться. Как понять, что в тебе спит художник, врач или учитель? Помочь определиться с направлением будущей работы готовы в Республиканском центре проблем человека Белорусского государственного университета. Его сотрудники разработали комплекс психофизиологических тестов, которые выявляют заложенные природой характеристики. 

В назначенное время, в назначенном месте 

Пройти профориентационную диагностику мы пригласили 11-классницу средней школы № 182 имени Влади­мира Карвата Дану Яворко. Записывая нас на тестирование, психолог Республиканского центра проблем человека Вадим Малащенко дал несколько рекомендаций:

– Проходить его лучше в первой половине дня. Накануне нужно выспаться и быть бодрым. От этого во многом зависят точность и правильность выполнения заданий, достоверность полученных данных.

Передаю советы Дане и договариваемся встретиться с ней в понедельник в 10:00 во внутреннем дворике БГУ. 

Первым делом при личном знакомстве интересуюсь самочувствием школьницы.


– Все отлично, хорошо провела выходные, поэтому полна энергии, – уверенно заявила Дана.

Пока направляемся к корпусу факультета географии и геоинформатики БГУ (именно в нем расположился Республиканский центр проблем человека), расспрашиваю старшеклассницу о планах после школы. Дана признается: 

– Со специальностью определилась, хочу поступать на факультет международных отношений БГУ. Но все равно интересно, какой результат покажет тест.

Монитор, джойстик, наушники

Пока Дана усаживается за компьютер, Вадим Малащенко рассказывает, что ее ожидает:

– Предстоит выполнить тестовые задания. Они помогут исследовать ваши нейропсихологические и психофизиологические характеристики, определят склонности к определенным видам профессиональной деятельности. В общей сложности диаг­ностика займет примерно два часа. 

Чтобы не мешать школьнице, планировала выйти из кабинета, но психолог Елизавета Зубакина предложила и мне пройти диагностику. «А это интересно», – подумала я и разместилась за компьютером. Запускаю таймер на телефоне, начали.

Первое задание – выбрать один из двух вариантов ответа на вопрос. «Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?» Да. «Нравится ли вам работа, которая требует общения?» А как иначе. С этой частью мы с Даной справились одинаково быс­тро. Переглянулись, мол, если так и дальше пойдет, то нам понадобится меньше, чем два часа. Но как же ошиба­лись… 

Дальше мы запоминали двузначные числа и сложные геометрические фигуры, в уме считали сумму цифр и определяли, четная или нечетная. Для некоторых заданий потре­бовались дополнительные гаджеты. В одном мужской голос в наушниках называл слова, причем из левого и правого динамика они были разными. Чуть позже на столе появился джойстик, управляя которым необходимо было передвигать курсор вслед за маленьким квадратом. 

На десерт – более 200 вопросов из области «мне нравится / не нравится помогать людям». Справились с тестами за полтора часа. На практике все оказалось сложнее, чем мы пред­полагали, и из кабинета вышли с квадрат­ными головами. Теперь по­нятно, почем­у специалист рекомендовал приходить отдохнувшим, после дня в школе или офисе справиться с некоторыми заданиями было бы пробле­матично. 

Четкий план и никакой импровизации

Пока компьютер и специалисты обрабатывают наши данные, интересуюсь у Даны о впечатлениях:

– Какие-то задания похожи на те, что выполняли со школьным психологом. Но некоторые видела впервые. Не люблю рутинные действия, поэтому больше всего утомил тест, в котором на протяжении получаса пришлось следить за треугольником на экране и время от времени нажимать определенную клавишу. 

То, что этот этап уморил школьницу, подтвердила и заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии Республиканского центра проблем человека Светлана Сагайдак, которая расшифровала наши психофизиологические паспорта:

– На графике видно, что динамика работоспособности постепенно ухудшалась. Поэтому в любой деятельности следует делать перерывы на отдых.

В моем случае картинка немного другая: после десяти минут теста концентрация ухудшилась, но на последнем отрезке вернулась к первоначальному значению. Это значит, что паузы в любой работе мне нужно делать реже, чем Дане.

Во многом наши результаты совпали. Выяснилось, что обеим, прежде чем что-то сделать, в голове стоит составить четкий план, потому что любая спонтанность может спровоцировать стресс. Мы коммуникабельны, только если в Дане живет чистый экстра­верт, то у меня золотая сере­дина: нужно с кем-то наладить контакт – сделаю, чувствую, что человек не настроен на диалог – не буду до­кучать расспросами. 

Кем же Дане суждено быть? Ее будущая профессия должна носить системный, аналитический и плановый характер, поясняет Светлана Станиславовна:

– Нужны определенность, конкретность и постоянство условий и задач, важны возможность планировать и прогнозировать работу. Не рекомендованы меняющиеся график, условия деятельности, обстановка, когда необходимо быстро принимать незапланированные решения и нет времени для систематизации информации. По результатам могу сказать, что высока вероятность успеха в профессиях, связанных со знаковой системой и оперированием символами (цифры, буквы, знаки), работой по алгоритму (законы, правила). Выраженного интереса у школьницы к опре­деленной профессии нет. Немного нравятся философия и психология. Если решите выбрать, например, психологию, то советую реализовывать себя в исследовательском направлении, а не проводить психологические консультации и тренинги.  

Резюмируя мой паспорт, специалист заключает, что профессия журналиста мне подходит, но и здесь Светлана Станиславовна делает оговорку:

– Больше стоит делать акцент на редактуру текстов, разработку новых тем, поиск героев. 

shestakevich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter