Компромисс всегда возможен

Хотя “Газпром” официально и озвучил цену на “голубое топливо” для нашей страны на будущий год, вряд ли кто всерьез поверил, что Беларусь станет покупать природный газ по 200 долларов за 1 тысячу кубических метров. Во-первых, такая высокая стоимость газа негативно скажется на экономике страны, во-вторых, она не имеет ни экономического, ни политического обоснования, в-третьих, как надеются многие, союзники все же договорятся. Похоже, все идет к тому, что стороны найдут-таки взаимоприемлемое решение.

“Газпром”, как выяснилось, не против продажи Беларуси “голубого топлива” по цене для Смоленской области, но взамен требует поделиться активами “Белтрансгаза”. Мы, как неоднократно заявлял глава государства, не против, но продавать “Белтрансгаз” за бесценок не будем. Предложенные российским газовым монополистом полмиллиарда долларов белорусскую сторону не устроили. Та оценила свою газотранспортную сеть по рыночным меркам — в десять раз дороже.
Другой вариант — создание на базе “Белтрансгаза” совместного предприятия, но для этого, опять-таки, надо знать реальную его стоимость. Поскольку российская и белорусская стороны расходятся во мнении о цене, то было решено привлечь к спору хозяйствующих субъектов независимого оценщика. Выбор пал на один из крупнейших и авторитетнейших в мире банков — голландский ABN Amro, и уже на следующей неделе трехсторонняя группа из представителей этого банка, Беларуси и ОАО “Газпром” приступит к переговорам по оценке рыночной стоимости ОАО “Белтрансгаз”.
Как сообщил БЕЛТА первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, белорусская сторона признает заключение экспертов и, исходя из него, будет проводить дальнейшие переговоры по созданию газотранспортного СП. При этом наша страна будет настаивать на соблюдении условий подписанного в 2002 году соглашения, в котором четко прописано, что если “Белтрансгаз” создает с “Газпромом” совместное предприятие, то российская компания гарантирует Беларуси поставки газа по цене пятого ценового пояса России — на уровне Смоленской области.
Параллельно идут другие переговоры — Беларусь сделала “Газпрому” взаимовыгодные предложения, которые газового монополиста заинтересовали. По крайней мере, российская сторона сообщила, что представит список белорусских предприятий, где “Газпром” готов участвовать в реализации инвестиционных проектов. О каких субъектах хозяйствования идет речь, пока можно только догадываться. Но, как подчеркнул Владимир Семашко, Беларусь ради низких цен на газ не отдаст активы своих лучших предприятий. Будут утверждаться только те предложения, в которых присутствует обоюдный интерес. Речь идет о наращивании мощностей белорусских предприятий при участии “Газпрома”, увеличении экспортного потенциала и, разумеется, получении экономической выгоды обеими сторонами. Почему бы, скажем, “Газпрому” не вложить деньги в проект по увеличению мощностей по производству азотных удобрений на ОАО “ГродноAзот”? Если, как считает Владимир Семашко, туда поставлять газ по внутрикорпоративным ценам, то, сэкономив на энергоносителях, продукцию можно продавать с высокой рентабельностью. Причем “Газпром” заработает дважды: при продаже “голубого топлива” и реализации конечного продукта.
В свою очередь Беларусь хотела бы заняться добычей энергоресурсов на просторах России. Президент Александр Лукашенко предлагал отдать “Газпрому” 50 процентов акций “Белтрансгаза” за право ежегодно добывать в России 12 миллиардов кубометров газа, но ответа Кремль пока не дал. Нашей стране это необходимо, поскольку стоит задача увеличить транзит российского “голубого топлива” через Беларусь. Если в 2005 году она перекачала 29,5 миллиарда кубометров газа, то в этом году планирует доставить в Европу 33 миллиарда кубометров “голубого топлива”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter