Компромисс с радиацией

В ПРЕДЫДУЩЕМ материале автор изложил взгляд ученых Института радиологии на производство сельхозпродукции на чернобыльских территориях. Они, в частности, считают, что за 25 лет уровень радиации на загрязненных почвах уменьшился. Поэтому можно вводить в оборот дополнительные земли, увеличивать внесение азота, расширять посевы бобовых культур. Ученые также отмечают, что уровень гумуса на чернобыльских землях падает, поэтому надо уменьшить посевы пропашных культур, а кукурузу частично заменить экзотическими травами, которые дают больше зеленой массы. Сегодня «БН» излагает точку зрения специалистов Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома.

Можно ли повысить отдачу загрязненных Чернобылем полей?

В ПРЕДЫДУЩЕМ материале автор изложил взгляд ученых Института радиологии на производство сельхозпродукции на чернобыльских территориях. Они, в частности, считают, что за 25 лет уровень радиации на загрязненных почвах уменьшился. Поэтому можно вводить в оборот дополнительные земли, увеличивать внесение азота, расширять посевы бобовых культур. Ученые также отмечают, что уровень гумуса на чернобыльских землях падает, поэтому надо уменьшить посевы пропашных культур, а кукурузу частично заменить экзотическими травами, которые дают больше зеленой массы. Сегодня «БН» излагает точку зрения специалистов Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома.

Продолжение. Начало в номере за 24 февраля с.г.

2. Ученые и практики: дискуссия во благо

Больше микроэлементов

Говоря о проблемах сельхозпроизводства на загрязненных землях, ученые Института радиологии высказываются за применение новых форм медленно действующих азотных удобрений. Это позволяет повышать на 20—40 процентов их окупаемость прибавкой урожая, уменьшать содержание радионуклидов на 15—30 процентов и накопление нитратов в картофеле, овощах и кормовых культурах. Как к этому относятся практики?

Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Игорь Борищик считает, что новые формы удобрений дают возможность лишь продлить действие азота в почве и влияют на переход радионуклидов в растения аналогично обычному карбамиду при сбалансированном соотношении фосфора и калия. Скажем, у обычного карбамида время действия колеблется от трех недель до месяца. Если он покрывается специальным полимерным составом, время действия увеличивается. В результате азот можно не вносить дробно, а обойтись одним разом, и сэкономить таким образом деньги на топливе и работе техники.

В свою очередь начальник управления интенсификации растениеводства, его перерабатывающих отраслей и по проблемам катастрофы на ЧАЭС Николай Вабищевич считает, что уровень загрязненности чернобыльских земель за четверть века снизился незначительно.

— Период полураспада стронция 28 лет, цезия 30, — говорит специалист. — Это значит, что первый период полураспада радионуклидов еще не закончился. Там проходят процессы, но они существенно не влияют на уровень загрязненности. Можно говорить об уменьшении лишь на 3—4 процента за счет вертикальной и горизонтальной миграции радионуклидов, выноса их с урожаем. Но, по сути, плотность загрязнения остается достаточно высокой. Этот показатель существенно изменится, когда пройдет не один цикл периода полураспада, лет 300. А пока обольщаться не стоит.

Из этого и надо исходить при ведении сельхозпроизводства на загрязненных землях, по-прежнему вносить определенные ранее дозы калия и фосфора, проводить известкование для предотвращения проникновения  радионуклидов в растения.

Известкование, однако, тормозит поступление в культуры из почвы микроэлементов, что отрицательно сказывается на качестве и количестве получаемого урожая. Поэтому возникает потребность их дополнительного внесения в почву. Микроэлементов в различных формах сейчас на рынке хватает. Ученые Института радиологии вносили предложение, чтобы их оплату взяло на себя государство. В Гомельском облсельхозпроде отмечают, что это пока осуществляется силами самих хозяйств, хотя помощь государства была бы полезной.

А если безотвально?

Ученые утверждают, что за последние 12 лет в 21 районе снизился уровень гумуса. Николай Вабищевич приводит такие цифры. За 25 лет уровень гумуса действительно снизился на 0,21 процента. Дело в том, что до 1994 года известкование и внесение минеральных удобрений финансировалось по чернобыльской программе только на 50—60 процентов от потребности. Это и привело частично к снижению содержания гумуса, а чтобы его восстановить, нужно не одно десятилетие. С другой стороны, в последние годы наблюдается тенденция прироста гумуса относительно того уровня, на который он упал. Поэтому следует разделять абсолютное падение и относительное увеличение.

Как можно форсировать процесс наращивания гумуса в чернобыльской зоне? Надо активнее работать с органикой. Причем, если навоза мало, следует использовать торф и сапропели. Но и этого недостаточно, если неправильно работать с растительными остатками и сидеральными культурами. Сейчас в области разрабатывается система перехода на разноглубокую безотвальную обработку почвы. Она позволяет изменить процессы гумификации растительных остатков, активизировать работу задействованных в этом процессе бактерий. Попросту говоря, чем реже оборачиваемость почвы, тем медленнее идет минерализация гумуса.

Однако безотвальную обработку почвы можно применять не везде. По этому поводу много споров как между учеными, так и производственниками. Однако и те, и другие склонны считать: чем южнее расположены поля, тем большая вероятность применения там этой технологии, тем более экономически эффективно ее внедрение в производство. Поэтому именно Гомельская область и чернобыльские районы в частности уже с этого года должны стать полигоном для испытания новых подходов к работе с землей.

Осторожней с бобовыми!

Ученые рекомендуют расширять на загрязненных территориях посевы бобовых. Аргумент такой: они помогут и плодородие почвы повысить, и стать дополнительным источником кормового белка. Практики обеими рукам поддерживают такое предложение. В этом году на Гомельщине планируют посеять 15 тысяч гектаров сои. В прошлом была лишь одна тысяча. Будут также расширяться посевы бобово-злаковых смесей, бобовых многолетних трав. Со своей стороны в облсельхозпроде есть претензии к ученым в сфере выращивания люпина. Существующие сорта подвержены заболеваниям и не дают ощутимых урожаев. С другими бобовыми также все непросто. Клевер боится засухи, люцерна требовательна к кислотности полей. Возможно, в этой ситуации, как предлагают ученые Института радиологии, следовало бы больше внимания уделить новым культурам, таким как галега восточная и лядвенец рогатый. Они, кроме всего прочего, имеют преимущества и в том, что меньше накапливают радионуклидов по сравнению с традиционными бобовыми растениями.

Что касается значительного увеличения посевов бобовых, то здесь взгляды ученых и практиков не расходятся, но последние — сторонники дифференцированного подхода к различным землям.

— Поскольку загрязненность территорий находится на высоком уровне, — говорит Николай Вабищевич, — то бобовые продолжают аккумулировать в себе значительные дозы радиации. Нужно еще учитывать, что радионуклиды по-разному накапливаются в различных частях растения. Работать с бобовыми культурами надо, но очень осторожно, помня, что на первом месте должна стоять радиационная безопасность. При размещении посевов той же сои в каждом хозяйстве надо ответственно подойти к выбору участков. Ведь есть поля с уровнем загрязненности радионуклидами до 5 Кu/км2 и 15 — 40 Кu/км2.

Кукуруза незаменима

Как повысить эффективность использования чернобыльских земель? В Гомельском облсельхозпроде полагают, что это можно сделать за счет перехода на круглогодичное стойловое содержание животных по всей области. Ставится задача осуществить это уже в нынешнем году благодаря заготовленному в 2011-м полуторагодичному запасу кормов. Что дает новый подход к делу? Животные в процессе стравливания вытаптывают пастбища, эффективность травостоев падает. Если же высевать на их месте кормовые культуры, то отдача на каждом гектаре значительно возрастет. Кроме того, сократятся затраты на перегон скота и передвижное доильное оборудование. Следует иметь в виду также, что при пастьбе животных навоз фактически пропадает, а при круглогодичном содержании на фермах он весь собирается и затем полностью попадает на поля.

Правда, оппоненты говорят, что на выращивание кормов для круглогодичного содержания скота на фермах нужны дополнительные затраты. А на пастбищах, мол, корма дешевые.

— Да, затраты возрастут, — говорит Николай Вабищевич. — Но за счет увеличения выхода кормовых единиц с гектара улучшатся рационы животных, следовательно, и получение готовой продукции. Экономисты уже давно подсчитали выгоду от новых подходов к содержанию скота.

Ученые Института радиологии предлагают для сохранения плодородия почвы меньше выращивать кукурузы, частично заменять ее сорговыми культурами, которые дают больший выход зеленой массы с гектара.

— Их можно высевать, но не в ущерб кукурузе, — утверждает Игорь Борищик. — Ведь кукурузный силос содержит початки с зерном. А это важный источник энергии, которого значительно меньше в сорговых культурах. И вторая сторона вопроса: пока у нас нет семеноводства сорговых культур, и необходимо завозить импортные семена. А семенами кукурузы отечественного производства область обеспечена на 67 процентов.

Да, кукуруза требует больших затрат на средства защиты растений. Но и отдача от нее значительно выше. Поэтому менять посевы кукурузы на что-то иное, без учета влияния на продуктивность животноводства, нельзя. Питательность кукурузного силоса, заготовленного в области в прошлом году, по данным кормовых лабораторий, доходит до половины кормовой единицы с килограмма. Однолетние и многолетние травы в этом отношении далеко отстали. Механическое сравнение количества их с гектара и кукурузы опять же некорректно. Не зеленая масса определяет конечный результат, а ее эффективность.

Между учеными и управленцами есть разногласия по поводу возвращения в оборот земель, которые были выведены из него по причине повышенной загрязненности радионуклидами. Их общая площадь составляет более 200 тысяч гектаров. Ученые предложили рассмотреть вопрос о возврате 15 тысяч гектаров радиационно опасных земель, большая часть из которых низкопродуктивные и закустаренные.

— Это нереально, — говорит Николай Вабищевич. — Уровень радиации там остается на прежнем уровне — свыше 40 Кu/км2 по цезию. Вести сельхозпроизводство на таких землях запрещено.

Тем не менее землеустроительная служба и областная проектно-изыскательская станция химизации обследовали все эти 15 тысяч гектаров. Министерства и ведомства на основании результатов проведенного обследования дали согласие ввести в оборот лишь 650 гектаров, на которых при проведении защитных мероприятий можно получать продукцию с допустимыми уровнями радиации.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter