Недавно в Академии управления прошла лекция международного чиновника о современных тенденциях в интеграционных процессах

Компромисс означает понимание

О современных подходах и тенденциях в глобальных интеграционных процессах
Недавно в Академии управления прошла публичная лекция крупного международного чиновника о современных подходах и тенденциях в глобальных интеграционных процессах. Мне запомнилась одна из его реплик, касающаяся достижения компромисса в международных переговорах. Лектор определил это понятие достаточно оригинально: «Компромисс — это когда все согласны, но все недовольны».


Игорь ГАНЧЕРЕНОК,проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, профессор.

С другой стороны, когда речь идет о государственном управлении, то возникает традиционная дилемма: наиболее щадящим, мирным, эволюционным и демократическим путем развития власти считается компромиссный вариант при условии обеспечения согласия, поддержки власти большинством населения. А это значит, что недовольных должно быть меньшинство. Потому, на мой взгляд, очень важно сформировать соответствующие компетенции у государственных служащих, которые должны включать как традиционные знания, умения, навыки, так и еще одно обязательное качество — понимание. Именно на это качество обратил внимание известный популяризатор науки профессор Сергей Капица, рассказывая о модели подготовки востребованных в лучших университетах и лабораториях мира выпускников Московского физико–технического института. Одно существенное отличие — для государственных служащих принципиальным является именно понимание людей. Сегодня, все чаще говоря о компромиссах, мы имеем в виду мирное решение и урегулирование современных военных конфликтов в Сирии, Ираке, Ливии, Афганистане, Украине. Слова Альберта Эйнштейна «мира можно добиться только через понимание», приведенные белорусским Президентом в своем выступлении на юбилейной, 70–й сессии Генеральной ассамблеи ООН, указывают направление необходимых усилий мирового сообщества, новых международных интеграционных объединений как союзов сильных, ответственных и эффективных государств. Чему, кстати, тоже следует учить чиновников, занимающихся вопросами интеграции, создавая инновационные образовательные программы.

Один из кандидатов на пост Президента Беларуси недавно со страниц «СБ», отвечая на вопрос о своем опыте государственного управления, отметил, что «президентов ведь у нас в университетах не готовят». А между тем мы занимаемся поиском управленческих талантов уже со школьной скамьи, создав совместно с местными органами исполнительной власти школьные академии управления в Минске, Молодечно, Горках и Слониме. И наш опыт активно изучается и перенимается за рубежом.

В исторической же ретроспективе для меня компромиссное поведение почему–то ассоциируется с серединой 80–х прошлого века и деятельностью первого Президента СССР М.С.Горбачева. Именно в этот период термин прочно вошел в общественно–политическую жизнь тогда еще великой державы. Правда, при этом говорилось о поиске и достижении разумных компромиссов. Интересно, что именно М.С.Горбачев в таких поисках нашел понимание у одного из лидеров противоположного мировоззренческого лагеря премьер–министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

С другой стороны, все чаще молодые, но уже состоявшиеся деятели культуры называют себя и своих современников поколением компромиссов. Правда, определяют это качество по–разному. Достаточно известный казахстанский режиссер Фархат Шарипов, например, понимает это так: «Наше поколение — поколение компромиссов. Это выражается в том, что люди стали довольно уступчивы, переменчивы, у них нет какой–то определенной веры и цели. Наше поколение не знает, зачем оно, для чего оно. Знает только, что нужно что–то делать, чтобы заработать деньги». А один из популярных режиссеров литовец Миндаугас Карбаускис, автор известного спектакля «Ничья длится мгновение», посвященного одной из историй жизни еврейского гетто, трижды лауреат «Золотой маски», считает, что поколение, мужавшее в девяностые, умеет идти на компромисс, как ни одно другое. В этой связи мне все–таки ближе высказывание Нельсона Манделы, также использованное Президентом А.Лукашенко в своем выступлении с трибуны ООН: «Иногда на поколение выпадает участь стать великим. Вы можете стать этим поколением». И здесь, на мой взгляд, важно отмеченное выше понимание управленцев и вера нашего поколения компромиссов в то, что «мы найдем в себе силы и здравый смысл сделать все, чтобы изменить мир к лучшему». «Иного не дано», — очень точно и вполне бескомпромиссно добавил  Президент в самом конце своего выступления. И мне кажется, его поняли.

Советская Белоруссия № 208 (24838). Среда, 28 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter