Источник: Союзное вече
Союзное вече

Композитор Леонид Ширин: Лев Лещенко позвонил мне через месяц…

Песни белорусского композитора Леонида Ширина сегодня поют звезды российской эстрады Лев Лещенко, Григорий Лепс, Александр Серов, Лайма Вайкуле и другие исполнители. Ширин стал лауреатом конкурса «Песня года – 2016». В интервью «СВ» композитор рассказал, легко ли попасть в высший эшелон российского шоу-бизнеса.

С российскими артистами музыканта познакомили легендарные солисты «Верасов». Слева направо: Леонид Ширин, Лев Лещенко, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.
Личный архив

– Леонид, вы были дружны с Александром Тихановичем. Расскажите об этой дружбе.

– Мы были знакомы, здоровались на концертах, но в 2001 году Александр Тиханович пригласил меня как композитора в проект «Звездный дилижанс» – и c этого момента мы сблизились и творчески, и по-человечески. Может, это меркантильно звучит, но Тиханович стал первым, кто начал отстаивать интересы композиторов, чтобы им платили за их труд. Он понимал цену хорошего материала. Без интересного автора нет и интересного певца. Он трезво относился к своим вокальным возможностям, но в его пении всегда была душа, за которой был виден масштаб личности.

– Как изменилась песенная культура за последние десятилетия?

– За последние двадцать лет изменился сам человек, изменились его потребности. Это не могло не отразиться на песнях. В мейнстриме все пошло в сторону упрощения. Появилось нечто подростковое. Главная установка – «не грузи». А почему, собственно, «не грузи»? Я не против сугубо развлекательной, танцевальной музыки, она должна быть. Но также никто не запретит мне восхищаться песней «Я люблю тебя, жизнь» на слова поэта Константина Ваншенкина.

– Ваши песни сегодня поют Лев Лещенко, Григорий Лепс, Лайма Вайкуле. Вы почувствовали, что в какой-то момент вам стало тесно на белорусской эстраде?

– Тесно, да. И я полжизни преодолевал это (в хорошем смысле) ощущение «провинциальности». В чем оно выражается? В том, что ты все время думаешь, что где-то там, далеко, есть люди, которые действительно разбираются в музыке и понимают ее лучше тебя, и ты должен доказать свое право тоже этим заниматься.

У меня был в голове список артистов, которым я хотел предложить свои песни. Когда я встречаюсь с артистом, всегда предлагаю ему три-четыре варианта. После того как Тина Кароль спела мою песню «Белое небо», стало понятно, что надо ехать в Москву, потому что там концентрируется все лучшее, что связано с русскоязычной музыкой. И этот рынок имеет свои особенности. Чтобы продвинуть продукцию, сначала надо доказать свою состоятельность внутреннему кругу людей, который есть у этих артистов: их продюсеры, директора… И только тогда появятся первые успехи. И сейчас у меня идут переговоры с двумя-тремя артистами первой величины. Не хочу их называть. Я не хочу быть уходящей натурой. Мне интересно конкурировать с молодыми композиторами.

– Сложно добиться того, чтобы Лев Лещенко послушал твою песню? Какие нужно приложить усилия?

– Когда встречаешься с артистами такого масштаба, важно, чтобы все-таки кто-то составил тебе протекцию. Мы были знакомы через Александра Тихановича. Передали диск, через месяц Лещенко перезвонил и сказал, что моя композиция «Если» – очень хорошая, что он хочет ее спеть. У нас наладился хороший человеческий контакт. Саша знакомил меня с теми, с кем дружил сам, но я никогда не относился к нашей дружбе потребительски, не говорил: «Саша, помоги!». Эти линии сходились в судьбе сами.

С Александром Серовым нас тоже познакомил Тиханович. Он показал ему с телефона песню «Ты была» – и Серов дал согласие ее записать. Она попала на «Песню года – 2016», получила диплом. Потом оказалось, что у нас с Серовым много общих знакомых. Хочу отметить его отношение к профессии. Он записывал песню сам в Москве три дня, все время был недоволен, очень тщательно подошел к записи. Вообще, это отношение к профессии артистов такого калибра, как Лещенко, Серов, потрясает. Хорошие большие артисты никогда не станут «сбитыми летчиками», потому что они выжимают из себя все до последнего в отличие от молодых певцов.

– С вашей песней «Мир хрупок» на рождественском фестивале «Роза Хутор» в Сочи выступили три исполнителя – Григорий Лепс, Лайма Вайкуле и Интарс Бутулис.

– Когда работаешь с продюсерами, они тебя сразу ориентируют на то, что сейчас нужно их артисту: темповая песня, хорошая баллада или какая-то финальная. Они дают тебе критерии. Меня сориентировали на дуэтную песню  для Григория Лепса. Как правило, это тендер и ты участвуешь в нем вместе с другими авторами. Я постарался, как мог, написать проникновенную композицию. Отправил демозапись – и на следующий день раздался звонок, что песня подходит. У Лепса есть еще одна моя композиция. Возможно, в этом году он выпустит ее в свет.

– Лепс действительно сегодня номер один?

– Несомненно, он сделал серьезную заявку лет пять – семь назад и прошел с тех пор большой путь. Я думаю, он не против уже изменить свой формат. Видно, что Лепс не хочет петь под Лепса, хочет чего-то нового, расширить творческий диапазон.

– Леонид, нет у вас ощущения, что, когда уйдет поколение Тихановича, исчезнут и прежние, наработанные еще в советское время связи?

– Есть такое ощущение, и не  у одного меня. Происходят тектонические сдвиги не только в отдельно взятой сфере шоу-бизнеса, они – в обществе. Меняются приоритеты у людей.

Я уже говорил, что идет упрощение. Инструментарий становится более бедным. Жизнь все время ускоряется.

– У вас постоянные авторы текстов?

– В основном да. В Беларуси это Ольга Рыжикова и Наталья Тамбовцева.

В Москве тоже свои постоянные поэты… Судя по таким образцовым союзам, как Александр Зацепин и Леонид Дербенев, подобная многолетняя форма сотрудничества самая плодотворная.

Я уверен, что популярная песня – это попадание в коллективное бессознательное. Надо понимать запрос общества, надо следовать за ним, а иногда идти вопреки. Я знаю артистов, которыми 5 лет никто не интересовался,  а потом, когда они вдруг «выстреливали», то многие начали говорить: «Давайте работать «под них»!». Я, например, знаю, что из 150 песен, которые лежат у меня в столе, большая часть не будет записана. И ничего страшного в этом нет, это позволяет быть всегда в форме.

– То есть композитору работы Юнга стоит почитать?

– И Юнга, и Шпенглера, и квантовую механику, и лекции Дмитрия Быкова по литературе. Надо познать себя, тогда ты сможешь познать мир, войти в гармонию с ним. У творческого человека должно быть ощущение: ты мало знаешь, ты должен знать больше.

– Вы часто бываете в жюри различных конкурсов. Почему соглашаетесь?

– Это дает импульс к некоему развитию, но увлеченно кочевать из программы в программу – это не про меня. Знаю, если человек все время сидит в жюри конкурсов, то он уже сам где-то сдался.

Мне кажется, за последние десять лет в российском шоу-бизнесе появилось свое «потерянное» поколение артистов, которые могли бы стать звездами, но по разным причинам не стали.

– Продолжаете сегодня писать для кино?

– Да, но это отдельный рынок. Был фильм с Сергеем Безруковым «В июне 41-го…» (там звучали мои треки), была картина «Случайные знакомые» с Верой Глаголевой, был фильм «Майор Ветров» (музыку мы писали вместе с Юрой Ващуком), фильм «Нереальная любовь»… Всего и не упомнишь. Заказы постоянно поступают. Музыка для кино – это мое. Мне есть там где развернуться. Имея возможность писать только инструментальную музыку, я был бы счастлив.

ДОСЬЕ «СВ»

Леонид Ширин родился в 1963 году в Солигорске. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета. Музыкой начал заниматься в 1980 году. Во время учебы выступал в ансамбле факультета, в группе «Новае неба». Был директором студии звукозаписи «Меццо форте», с 1999-го – директор студии эстрадной песни БГУ. В 1990-х начал активно сотрудничать с популярными исполнителями. Среди известных песен: «Амадей» (исполняет Владимир Пресняков), «Ты была» (Александр Серов), «Если» (Лев Лещенко) и др.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter