Комплекс «царька»

Он сослужил  плохую  службу  отдельным  бобруйским  медикам,  забывшим  о  врачебной  этике

         Он сослужил  плохую  службу  отдельным  бобруйским  медикам,  забывшим  о  врачебной  этике          

 

Начиналась эта непростая история тоже достаточно непросто. Можно сказать, даже трагически. Несколько лет назад человек попал в аварию. Травмировал голову, сломал переносицу, ногу, но судьба оказалась милостивой к нему – остался жив, на долгое время попав под опеку местных врачей.

Отношения между пациентом и медиками как-то сразу не задались. Первого не устроило, по его мнению, халатное отношение врачей к его пошатнувшемуся здоровью и исполнению своих непосредственных обязанностей. Вторые с едва сдерживаемым раздражением пытались лечить такого привередливого пациента. Как следствие – бумажная волокита в виде потока жалоб в одну сторону и ответы на них в другую, длившаяся не один год и порядком поднадоевшая всем, кто тем или иным образом имел отношение к этой истории. 

Мужчиной, недовольным тем вниманием, которое ему уделила медицинская служба, оказался житель Бобруйска Владимир Гайдукевич. Много лет назад на его плечи легла забота о престарелой слепой матери. Беда, пришедшая, как это и водится, неожиданно, сделала практически беспомощным не только сына, но и усугубила состояние 86-летней женщины, которой только и оставалось, что надеяться на других людей. Сыну бы побыстрее выздороветь и вновь стать опорой старенькой маме, но облегчения состояния все не наступало. 

У Владимира Гайдукевича было собственное мнение относительно того, почему так происходит. Во-первых, считал он, врачи не провели  тщательного обследования – «недосчитали» все травмы, тем самым проявив «полную профессиональную неграмотность». Естественно, такая невнимательность привела к неполноценному лечению как на первоначальном, так и на амбулаторном этапе. Это во-вторых. Наверное, для того чтобы оградить будущих пациентов от похожих ситуаций, Владимир Гайдукевич решил вынести сор из избы и урегулировать конфликт при помощи письменных обращений в вышестоящие инстанции. 

Руководство 5-й поликлиники Бобруйска странно отреагировало на посмевшего сделать замечания  врачам пациента. Вначале вместо того чтобы выяснить, что в этих претензиях правда, а что только намек на нее, и объяснить своим подчиненным: пациент всегда прав, главный врач поликлиники Александр Борис сам вступил в словесную перепалку с Владимиром Гайдукевичем. Дальше – больше. Как утверждает пациент, из его амбулаторной карты стали пропадать «невыгодные руководству данные». Например, куда-то «испарились» данные о состоянии здоровья Гайдукевича, необходимые для определения  группы инвалидности. После этой и других перетасовок карта для пациента стала вообще недоступной. В то же время медики утверждали, что карточку они тоже давно не видели – наверное, затерялась. Кстати, этот медицинский документ не отыскался до сих пор, и даже для представителей комиссии Министерства здравоохранения, которая организовала проверку после обращения Гайдукевича, это осталось загадкой… 

Зато выяснилось другое. Основным камнем преткновения между пациентом и медиками, по мнению председателя комиссии, заместителя директора Института ортопедии и травматологии по лечебной работе Сергея Зарецкого, стали все-таки вопросы деонтологии и врачебной этики. Именно эта наиболее тонкая сфера взаимоотношений нарушалась врачами больницы и поликлиники. 

— Нам довелось столкнуться с так называемым комплексом «царька», — прокомментировали ситуацию в Минздраве. – Когда человек чувствует свою полную безнаказанность при одновременной безответственности. К сожалению, подобные, абсолютно недопустимые методы управления еще иногда встречаются. 

Только за прошлый год в Министерство здравоохранения поступило около 5 тысяч писем и обращений граждан, около 30 процентов из них затрагивали вопросы врачебной этики и деонтологии. Во многих жалобах пациентов и их родственников были нарекания на грубость медиков, невнимательное отношение, неэтичное поведение. Ведь неосторожно сказанное слово, косой взгляд, плохое настроение легко могут послужить детонатором конфликта. В результате — несложившиеся отношения между врачом и больным, стрессовые ситуации, обострение заболеваний и… все те же жалобы. 

Безусловно, грамотный руководитель, особенно в сфере здравоохранения,  должен быть терпелив и, как никто иной, уметь гасить конфликт в самом его начале. Ни руководитель бобруйской поликлиники, ни его подчиненные, как оказалось, не владеют этими навыками. 

— Конфликтология очень серьезная наука, — отметила главный специалист управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь Татьяна Мигаль. —  Кто ее изучал, тот знает, что пациенты бывают разные и некоторым одно и то же нужно объяснять несколько раз. Это вовсе не означает, что у человека трудности с восприятием, просто характер может быть таким. Ни на это, ни на что-либо другое врач не может разозлиться, а уж тем более дать понять это пациенту. 

— Справедливы нарекания Владимира Гайдукевича на нарушение сроков оказания помощи и контрольных осмотров, — подчеркивает Сергей Владимирович. — Проще говоря, о том, что у него повреждена еще и переносица, врачи узнали уже после того, как основной этап лечения остался позади. 

В итоге, изучив все материалы и оценив качество медицинской помощи в 5-й поликлинике, эксперты вынесли вердикт: нарушения были, не столь, правда, грубые, чтобы привести к серьезным негативным последствиям, например инвалидности, но… Поэтому к действующим лицам этой неприятной истории применены меры дисциплинарного воздействия. Так, заведующему 5-й поликлиникой города Бобруйска (кстати, она теперь стала филиалом учреждения здравоохранения «Бобруйская центральная поликлиника») Александру Борису и врачу-хирургу Жанне Коняшкиной  объявлен выговор с депремированием на 100 процентов. Ее, а также Михаила Лопатнева и травматолога-ортопеда Дмитрия Кузнецова решено направить на досрочные курсы повышения квалификации по специальности. Еще какое-то время поликлиника будет находиться под неусыпным контролем Министерства здравоохранения Республики Беларусь, а во втором полугодии комиссия вновь выедет в Бобруйск, но уже с намерением провести комплексную проверку ее работы. 

* * * 

К чему рассказ об этой истории на страницах газеты? Непрофессионалам – в качестве урока, а нам, простым пациентам,  — намек. На то, что мы, не придираясь к пустякам, все-таки вправе требовать к себе уважительного отношения. Особенно от тех людей, кому доверяем свое здоровье и порой жизни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter