Компактно, но с гарантией

Эксперты ждут, что закон «Об инвестициях» увеличит их приток

Закон «Об инвестициях», принятый в июле этого года, увеличит приток инвестиций в экономику Беларуси, ожидают эксперты

Документ вступит в силу с 24 января 2014 года. «Закон в первую очередь ориентирован на закрепление базовых правовых основ осуществления инвестиций и на обеспечение гарантий, прав и свобод законных интересов инвесторов и их правовую защиту, — пояснил начальник Главного управления инвестиций Минэкономики Сергей Вайтеховский. — При этом мы ориентировались на создание равных, недискриминационных условий для национального и иностранного инвестора».

Как подчеркнул представитель ведомства, закон содержит ряд положений, которых нет в действующем на сегодняшний момент Инвестиционном кодексе. Одно из них: законом закреплено право инвесторов при нарушении их прав обратиться не только в государственные суды, но и в международные арбитражные органы, а для иностранных инвесторов — в международные центры по урегулированию инвестиционных споров. Кроме того, законом закреплены положения, исключающие прямое участие государства в инвестиционной деятельности, определяются лишь рамки полномочий госорганов в этой сфере. То есть закон не регламентирует вопросы государственного финансирования и предоставления господдержки инвестиционным проектам.

В подготовке документа активно участвовали эксперты Международной финансовой корпорации.

«Документ стал более компактным, что соответствует современным требованиям. В то же время не все наши рекомендации были учтены, — рассказал руководитель консультативной программы МФК Вячеслав Жук. — В частности, обсуждалось предложение детально отражать в законе нормы об определении стоимости, порядка и условий компенсации изъятого имущества». Однако соответствующие положения по сравнению с кодексом улучшены: прямо предусмотрено, что в случае национализации будет приниматься специальный закон, который предусмотрит все эти условия и требования. Как уточнил Сергей Вайтеховский, такой закон будет приниматься в каждом конкретном случае. Приступать к разработке общего закона о национализации не имеет смысла, так как это ухудшит общий фон инвестиционной деятельности.

По информации МФК, в законе предлагалось отразить конкретные сроки, в течение которых инвестор может получить компенсацию с момента изъятия. Кроме того, предусматривались положения, которые бы детально регламентировали, какая именно стоимость имущества должна быть зафиксирована. «Мы предлагаем определить дату, на которую определяется рыночная стоимость: это день, непосредственно предшествующий изъятию, либо день, когда стало известно о применении мер изъятия. Если затянуть сроки, рыночная стоимость упадет», — пояснил старший советник МФК в Беларуси по юридическим вопросам Валерий Фадеев.

«Мы считаем, что, несмотря на то, что не все предлагаемые нормы вошли в документ, это большой шаг вперед в направлении улучшения инвестиционного климата, — уточнил Вячеслав Жук. — По нашему мнению, в случае успешной реализации закона и принятия соответствующих нормативных актов в его развитие инвестиционный климат Беларуси улучшится. Естественно, мы надеемся на увеличение притока инвестиций в экономику». По данным Минэкономики, в этом году приток прямых инвестиций на чистой основе существенно вырос. За шесть месяцев их объем достиг $ 1,5 млрд., в то время как задание на год — $ 2 млрд. То есть процесс идет с опережением.

Что касается изменений в другие нормативно-правовые акты в развитие закона, то установлен шестимесячный срок. Сегодня формируется план мероприятий, сказал Сергей Вайтеховский. Он предложил оценивать эффективность принятого Закона «Об инвестициях», когда начнут действовать изменения, вносимые в законодательство.

Он также пояснил, почему потребовалось отказаться от кодекса в пользу закона. Прежде всего к этой работе Международная финансовая корпорация привлекла экспертов, обладающих серьезными знаниями и опытом в данной сфере. Выстраивая концепцию закона, разработчики документа исходили из того, что сегодня инвестиционная деятельность не является какой-то специфичной, она затрагивает все сферы финансово-хозяйственной деятельности инвестора. «Закон ориентирован не на доскональное урегулирование инвестиционной деятельности, поскольку в этом нет такой необходимости: в республике успешно функционируют такие кодексы, как Банковский, Налоговый, Хозяйственный», — добавил Сергей Вайтеховский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter