Между театральными эстетиками Минска и Санкт-Петербурга много общего

Комната Бутусова

Время сейчас явно не гастрольное. Театры пытаются сохранить те позиции, которые есть, и завоевание нового зрителя отложили до лучших времен. Но стоит вспомнить, что в 2015 году благодаря зарубежной программе проекта “Большие гастроли 2016 года” Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России сразу два спектакля Государственного академического Малого театра увидели на гастролях в Минске.

Спектакль “Кабаре Брехт” произвел сенсацию на театральной премии “Золотая маска”.

Малый театр, кстати, активно гастролировал во время своего ремонта, как это обычно принято, и сейчас уже вернулся в свое историческое здание. А наш Национальный академический русский драматический театр имени М. Горького в конце 2016-го отправился в рамках “Больших гастролей” в увлекательную поездку на Урал и побывал в трех городах — Челябинске, Кургане и Магнитогорске.

В 2017 году эта программа, если не случится форс-мажора, получит творческое продолжение: театр имени М. Горького примет на своей площадке крупный федеральный театр. В качестве гостя минский коллектив и его художественный руководитель Сергей Ковальчик был бы рад принять Санкт-петербургский государственный академический театр имени Ленсовета, который сейчас переживает интереснейший этап, — его главный режиссер Юрий Бутусов не ищет в искусстве легких путей. “Потрясающий театр! — не скрывает восторга Сергей Ковальчик. — Нам есть чему у них поучиться!”

Кстати, спектакль Юрия Бутусова “Город. Женитьба. Гоголь”, поставленный в 2015 году, закрывал программу последнего Международного Минского театрального форума “ТEART” и был очень тепло принят нашей публикой. Это вольная фантазия на тему Гоголевской “Женитьбы” и других произведений классика, а также Достоевского, Цветаевой и Пушкина. Конечно, зритель на театральном форуме подготовленный и все фишки режиссера Бутусова готов ловить на лету. Еще раньше на нем же был показан спектакль “Добрый человек из Сезуана”, поставленный Юрием Бутусовым в московском театре имени Пушкина. Бог любит троицу, и если к пожеланиям худрука Горьковского театра прислушаются, вполне возможно, что в год 100-летнего юбилея Октябрьской революции мы увидим еще какой-нибудь эксклюзивный театральный продукт из города — колыбели революции.


Сегодня Юрий Бутусов — один из лидеров среднего поколения российских режиссеров. За что бы он ни брался — Брехт, Гоголь, Шекспир — результат всегда неожиданный. Язык не повернется назвать это “осовремениванием классики”. — То, что делает с классическими текстами Бутусов, гораздо сложнее и глубже. Его поток ассоциаций, рожденных тем или иным текстом, подчас лучше всего воспринимать не рационально, а интуитивно и свободно. Он пробуждает своим крайне эмоциональным стилем режиссуры не только работу мозга, который судорожно пытается уяснить, что означает тот или иной ребус, но и просто довольно сильные зрительские эмоции, не поддаться которым нельзя. Если какие-то сцены рождают в зрителе чувство раздражения или страх, то так тому и быть. В какой-то момент кажется, что режиссер потерял нить рассказа, что актеры вдруг творят на сцене все, что им вздумается, что хаос и бедлам уже никогда не выстроятся в стройную сценическую историю, но уже через секунду в этом хаосе начинают выстраиваться своя геометрия, логика и смысл. И ты можешь только восхищенно открыть рот от того, как на самом деле продуманно и точно режиссер манипулирует тобой. Ты еще не успел подумать, а он уже знает, что ты будешь испытывать, сидя в зале в следующую минуту. Может быть, как никакой другой режиссер, Бутусов требует от зрителя соучастия. И пойти на этот шаг довольно легко, — потому что оставаться глухим к происходящему практически невозможно.

На петербургской сцене мне довелось посмотреть два спектакля Юрия Бутусова — “Макбет. Кино” по Шекспиру и “Кабаре Брехт” по Брехту. До Минска эти спектакли пока не доехали, но вполне возможно, что доедут.

“Макбет. Кино” идет пять часов с тремя антрактами. Как это нередко бывает у Бутусова, в частности, в его “Чайке” в московском театре “Сатирикон”, актеры играют сразу несколько ролей и с ходу разобраться, кто где, довольно сложно. Но постепенно из этого “сумбура”, снабженного, как всегда, совершенно потрясающим саундтреком, в котором мирно уживаются и Арво Пярт, и Бьорк и Nirvana, и наш Дидюля, вырастает ясная и трагическая мысль: кто бы ни пришел на трон, преследовать он будет только собственные интересы. Словно подтверждает известный английский афоризм: “Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно”. И несмотря на то что мир спектакля, в общем-то, жесткий и мужской, главное соло в нем принадлежит удивительно пластичной и тонкой актрисе Лауре Пицхелаури, играющей Леди Макбет. Именно ее сцена становится кульминационной в пятичасовом спектакле, в котором Бутусов закольцовывает образ короля экрана Алена Делона, поп-короля Майкла Джексона и шекспировского короля Макбета.

До Минска спектакль “Макбет. Кино” еще не доехал

Спектакль “Кабаре Брехт” в 2016 году произвел сенсацию на театральной премии “Золотая маска”, когда 22-летний актер Сергей Волков получил награду за лучшую мужскую роль в драме сезона 2014—2015, обойдя многих известных номинантов, в частности Олега Табакова. Его работу в целом трудно отделить от всего выдающегося спектакля Бутусова. Он концентрирует в себе весь антивоенный пафос Брехта, обращается к его биографии, но не становится лишь иллюстрацией. Этот спектакль — живой и непредсказуемый рассказ о большом таланте. В нем есть и остросовременная сатира, и параллели с сегодняшним днем, и много юмора. “Кабаре Брехт” — большое ансамблевое полотно, которое будет интересно не только поклонникам Брехта.

Наверное, не все зрители, пришедшие сегодня в театр имени Ленсовета, безоговорочно превращаются в верных поклонников его нынешнего стиля. В театре долгие годы работал известный режиссер, народный артист СССР Игорь Владимиров, и некоторое петербуржцы наверняка помнят еще тот, советский театр. Здесь одни из лучших своих ролей сыграли Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Михаил Боярский. Кстати, Михаил Сергеевич играет в этом театре и сегодня — в комедии “Смешанные чувства” — вместе с супругой Ларисой Луппиан. Но прежнего театра, который щадит и зрителя, и своих создателей, в театре на Владимирском проспекте Санкт-Петербурга, похоже, уже не будет.
5 аншлаговых спектаклей театра имени Ленсовета:

“Комната Шекспира”;
“Сон об осени”;
“Три сестры”;
“Макбет. Кино”;
“Кабаре Брехт”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter