Из-за засорения канализации квартира минчан наполнилась нечистотами. К чему привели 9 месяцев переписки

Коммунальный триллер

Статистика утверждает, что каждый третий человек на планете не имеет доступа к канализации. Минчанин Н., проживающий с семьей на улице Кунцевщина, не входит в эти цифры, но в августе прошлого года он пожалел, что живет в доме со всеми удобствами.


ДАНО. Панельный многоэтажный дом во Фрунзенском районе столицы. В нем 18 августа 2018 года вдруг невозможно стало дышать. Выражаясь сухим языком коммунальщиков, в результате «межэтажного засора основной канализации произошло залитие однокомнатной квартиры № 2». Через три дня комиссия из местного ЖЭУ провела обследование квартиры и установила, что в результате залития пострадали: жилая комната, коридор, кухня. В частности, напольное покрытие, обои, двери. Виновной, по мнению коммунальщиков, является городская аварийная служба, которая, цитируем дословно, «несвоевременно приняла меры по ликвидации аварийной ситуации. Таким образом, компенсация ущерба от залития должна производиться за счет аварийной службы».

УСЛОВИЯ. Да, случилась форс‑мажорная ситуация, но ведь она вполне себе рядовая, и существует годами отработанный механизм ее решения. Пострадавшая сторона вызывает комиссию, составляется первый акт, после высыхания — второй, затем определяется сумма ущерба и выплачиваются деньги. Казалось бы, точка. Увы, не в нашей истории. 

АНАЛИЗ. Итак, комиссия определила, что в квартире следует поменять обои, ламинат, двери туалета. Хозяин квартиры посчитал, что, кроме этого, коммунальщики обязаны возместить и ущерб, нанесенный мебели. Пострадало следующее: кухонный гарнитур и диванчик, стол с табуретами, тумба для ванной комнаты, мебель в прихожей, шкаф‑купе, набор корпусной мебели жилой комнаты. «А почему, собственно, нет?» — разумно вопрошает хозяин. Ответ повис в воздухе уже на 9 месяцев. Единственное, чего он добился, это выплаты 1.981 ­рубля за ущерб, нанесенный напольному покрытию и отделке квартиры. На это ему понадобилось более четырех месяцев длительной переписки с коммунальными службами и администрацией района. 

Выплата за ущерб произошла только 28 декабря. То есть на 133‑й день! Напомним, что коммунальщики за несвоевременную оплату коммунальных услуг выставляют жильцам пеню в размере 0,3 процента за каждый просроченный день. 

Это, между прочим, 109 процентов годовых. Но это совсем другая история. В нашей хозяин квартиры об этом даже не помышляет: ему бы мебель восстановить. 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.  Что имеем? Солидный пакет документов, в том числе и заключение судебно‑экспертной коллегии, в котором специалисты подробно изложили, как именно пострадала в результате залития мебель и сколько будут стоить работы по ее восстановлению. 29 марта истец отправил заключение экспертов в адрес ЖЭУ и потребовал возместить ущерб в размере 1.263 рублей. Законное требование осталось без ответа. Однажды осознав, что с коммунальной системой в одиночку бороться сложно, хозяин решил подключить тяжелую артиллерию в виде юристов из общества по защите прав потребителей. Комментирует заместитель председателя ОО «Правозащита» Юрий Перевозков: «К сожалению, ситуация типична. Мне сложно понять руководство коммунальных служб. Вина очевидна, и сторона ее не отрицает, характер повреждений и сумма ущерба определены сертифицированными организациями. Разве юристы ЖЭУ не знают положений Закона «О защите прав потребителей»? Напомню, что 33‑я статья гласит: «Требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков». Мы уже направили исковое заявление в суд, в котором будем требовать не только возмещения всех понесенных расходов и убытков, но и морального вреда». 

Не вытекает ли из этого случая логичный вывод, что, может быть, есть смысл застраховать квартиру от подобных казусов? Одно дело воевать против одинокого жильца, другое — против серьезной страховой компании. 

ИТОГО. Наша история примечательна лишь тем, что хозяин квартиры не отступил перед всесильным противником. На равнодушие он отвечал упорством и настойчивостью. И это, безусловно, принесет свои результаты. Но от этой истории дурно пахнет еще и потому, что выводы коммунальщиками сделаны не будут. От одного не удалось, что называется, отмахнуться, но прочие точно будут менее назойливыми. Может, прав Билл Гейтс, который считает, что для того, чтобы решить проблему с канализацией, ее надо… уничтожить? И для этого он уже сделал первые серьезные шаги. Осенью 2018 года миллиардер презентовал «унитаз будущего», которому не нужны вода и подключение к канализации. На разработку ушло 7 лет и 200 миллионов долларов. Вместо смыва туалет перерабатывает отходы в удобрения при помощи химикатов. Стоимость такого устройства будет в районе 500 долларов. 

usachev@sb.by

Фото автора.

P.S. Уважаемые читатели, если вы попали в интересную или тупиковую ситуацию, пишите нам. Возможно, мы не только поможем вам в разрешении проблемы, но и на вашем опыте научим многих, как избежать ошибок. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter