Коммунальное трио

Как гармонизировать отношения государства, жилищно-коммунальных служб и населения Через несколько месяцев проект Жилищного кодекса с изменениями и дополнениями будет вынесен на всенародное обсуждение.
Как гармонизировать отношения государства, жилищно-коммунальных служб и населения

Через несколько месяцев проект Жилищного кодекса с изменениями и дополнениями будет вынесен на всенародное обсуждение. Специальная межведомственная группа до осени будет рассматривать и анализировать поступающие в парламент предложения. Попробуем дать объективную оценку ситуации, сложившейся в отрасли сегодня.

Бешеная гонка коммунальных тарифов взбудоражила население. Как же так, возмущаются многие, вода, отопление, квартплата - все дорожает, а ничего не меняется! Крыши как текли, так и текут. Батареи как стыли, так и стынут. А правительство на таком неблагоприятном фоне, вооружившись концепцией ликвидации перекрестного субсидирования, начинает коммунальную реформу. Запланировано завершить 2005 год максимальным приближением стоимости коммунальных услуг для населения к затратам. До того, предположительно, ежегодно доля "частных" тарифов должна увеличиваться в общем объеме финансирования отрасли на 20 процентов. К слову, Россия также уже во второй раз берется за коммунальные реформы и также намерена их завершить к 2006 году. Но так ли все просто на самом деле?

Наверняка даже ребенок понимает необходимость создания давно назревшей конкуренции в коммунальной сфере между государственными ЖЭС и частными структурами. Но... Пока нет конкуренции - нет и реальной цены услуг. Можно по-прежнему заставлять "государственных" дворников за гроши долбить лед на асфальте и смотреть сквозь пальцы на традиционные поборы сантехников, коими они восполняют недоплаченное государством. Но может ли это продолжаться долго и насколько долго? Ведь реальные затраты на содержание жилья, приходящего в упадок из-за вечных финансовых проблем коммунальной отрасли, с каждым годом разрастаются. И может статься, что к 2005 году и 250-долларовой зарплаты не хватит на создание комфортных условий жизни в панельных многоэтажках. Уже сегодня многим приходится отказывать себе в необходимом, чтобы заплатить за жилье, и они хотят знать, чем оправданы такие жертвы?

Начальник экономического управления Минжилкомхоза Вахтанг Воложинец ссылается на закон о бюджете на 2002 год.

Там черным по белому записано, что стоимость коммунальных услуг неминуемо должна возрасти вдвое. И процесс этот уже практически состоялся. Еще осенью жильцы возмещали около 20 процентов затрат, теперь - 30 - 35 процентов. То есть "самое страшное" уже позади, а впереди лишь ежемесячная индексация (годовой параметр ее, по прогнозу, не должен превысить 27 процентов) и весьма незначительная корректировка собственно тарифов.

Справка "СБ": С начала года отопление и горячее водоснабжение подорожали более чем на треть. В 3 раза увеличилась плата за техническое обслуживание жилья, и с 16 марта она составляет 38,46 рубля за квадратный метр общей площади. Намедни на 20 процентов больше стали стоить холодная вода и отвод канализационных стоков. Однако при всей столь стремительной тарифной круговерти содержание среднестатистической однокомнатной квартиры обходится в 10,5 доллара, двухкомнатной - в 16 и трехкомнатной примерно в 22 доллара в месяц. Как подсчитали в Минжилкомхозе, суммы эти не превышают 8 - 9 процентов совокупного дохода среднестатистической белорусской семьи.

То есть пока, как это ни болезненно, происходит самое простое приближение тарифов к их реальному уровню. Что само по себе не есть реформа, а лишь ее предпосылка. Когда тарифы станут значительными настолько, что 200 тысяч рублей затрат на счетчики воды и тепла покажутся мелочью по сравнению с получаемой экономией, тогда и начнется настоящая реформа, и прежде всего в сознании, в отношении к общей собственности и т.д. Впрочем, это не значит, что государство самоустранится от бюджетной поддержки коммунальной сферы, утверждает Вахтанг Воложинец. Себестоимость коммунальных услуг не только в разных регионах, но и в домах разных лет постройки отличается в несколько раз. Причем жильцы "хрущевок" поставлены в худшие условия, чем владельцы новых элитных квартир. Затраты у первых объективно выше, а условия жизни - хуже. Государство должно будет установить разумные и справедливые правила игры. Какими они будут - пока ответа нет, есть множество мнений.

Уже упомянутый нами начальник экономического управления В.Воложинец полагает, что конкуренцию государственным ЖЭС могут составить товарищества собственников. Однако их создано по всей стране лишь около 100. А типичным способом борьбы с недостатками существующей системы коммунального хозяйства становятся жалобы в государственные инстанции, которые должны надавить на государственные ЖЭС, которые, в свою очередь, призваны укротить капающие краны. Таким образом, как ни крути, а капающий кран у нас сегодня - проблема государственного масштаба.

А собственно, почему? На этот вопрос, возможно, ответит тот, кто ежедневно "крутится" на коммунальной кухне. Например, главный инженер одной из столичных ЖЭС, пожелавший остаться инкогнито, дабы не потерять работу: "Сегодня мы не видим тех дотаций, которые положены из бюджета и других источников, а это практически две трети сумм, что собираются в качестве квартплаты. Деньги уходят на поддержку старого жилого фонда. Может быть, это и правильно. Но наши относительно юные дома (им всего по 10 лет) не знают текущего ремонта и постепенно накапливают проблемы с протеканием крыш и труб, промерзанием стыков и т.д. Кстати, уже который год зимой в приказном порядке снижается температура теплоносителя в домах. Создается видимость экономии, но на деле происходят необратимые разрушения бетонных конструкций из-за промерзания и сырости. За экономию потом придется расплачиваться жильцам этих домов и, возможно, уже из собственного кармана.

Нынче бюджетные деньги брошены на уборку города в ущерб текущим ремонтам. Указания выполняются любой ценой. Не усвоив такой стиль руководства, 8 начальников минских ЖЭС уже лишились должностей. Так что переход на 100-процентную оплату услуг нынче отнюдь не панацея. Если все останется как есть, любым деньгам найдется применение, но ничего не изменится. Нужно создавать конкурентную среду и предоставлять реальную самостоятельность ЖЭС".

Такое вот мнение и такая сложная и малооптимистичная картина действительности получается. Вопрос же - как ее изменить - остается пока открытым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter