За последний год работу торговой сети переформатировали. Можно проехать по всей Беларуси – 1520 агрогородков, из них в 1300 отремонтированные похорошевшие здания магазинов. Кроме того, построили 50 крупных торговых центров и 196 магазинчиков шаговой доступности, закупили 223 автомагазина. Выбранная стратегия как раз и помогает повысить конкурентоспособность, да и розничный товарооборот вырос от 10 до 50 процентов.
Торговое обслуживание сельчан, закупка излишков плодоовощной продукции были и остаются приоритетом. Как и серьезная социальная функция: автолавки потребкооперации заезжают в деревни, где живут с десяток стариков. Не приедет автолавка — беда. А весной, когда паводки захлестывают, обслуживают и на лодках. Какой частник на лодке повезет хлеб и колбасу? Так что пока, кроме Белкоопсоюза, в глубинку никто не заглядывает со своим товаром. Судите сами: в Беларуси 25 тысяч населенных пунктов, частники открыли только 100 торговых точек.
Конечно, торговлю на селе не назовешь очень прибыльной. В маленьких городках или в деревнях товарооборот невелик. По большому счету, убыточные магазины надо бы закрывать, но люди просят этого не делать. Закрыть — самое простое решение. А что дальше? Убрать магазин — и деревни не станет. Поэтому Белкоопсоюз не намерен закрывать убыточные магазины. Проблему будут решать за счет других прибыльных точек. В этом и заключается одна из социальных функций потребкооперации. При том, что это не только торговые сети и общественное питание. Это еще и переработка. В прошлом году у населения закупили продукции на 110 миллионов рублей. Это почти 60 миллионов долларов, не так и мало. В системе два перерабатывающих предприятия, куда поступают овощи и фрукты, и изготавливают традиционные белорусские «прысмакі». Где еще можно купить, например, солянку с квашеной капустой и грибами или хрустящие соленые огурчики?
Еще говорят, что в системе потребкооперации цены якобы выше, чем у частных структур. Факты говорят другое. Цены не выше, чем в любой другой сети, а в подавляющем большинстве случаев ниже. В магазинах Белкоопсоюза торговая надбавка не выше 23 процентов, а в целом по стране около 30.
Что касается того, что крупный ретейл готов открывать магазины в любом населенном пункте, это хорошо, конкуренция еще никому не пошла во вред. Потребитель, в данном случае сельский, только выиграет. Но реальность всегда отличается от планов. Говорить о комплексном торговом обслуживании населения частниками на селе пока не приходится. Частные ретейлеры открывают магазины для получения прибыли и нередко по просьбе властей. Но большие деньги должны уравновешиваться большой ответственностью, чего у нас пока не происходит. Есть только желание зарабатывать, поэтому инвестиции идут туда, где можно заработать.
Поэтому заменить потребкооперацию проблематично. Ни одна торговая сеть не дает столько услуг населению.