Потребкооперация в глубинке: как сделать торговлю на селе прибыльной

Коммерческая и социальная миссии потребкооперации

Что ни говорите, а торговля на селе изменилась. Магазины Белкоопсоюза «Родны кут» по старинке назвать сельпо уж никак нельзя — красивая выкладка товара, современный дизайн, возможность расплатиться пластиковыми карточками. Сегодня они есть в каждом агрогородке. А всего в системе потребкооперации более 7 тысяч магазинов и магазинчиков, 700 автолавок, которые привозят продукты питания и товары первой необходимости в самые отдаленные деревеньки страны. Никто пока не может заменить потребкооперацию в глубинке. Но как сделать торговлю на селе прибыльной, сохранив при этом социальную ответственность, и каким образом конкурировать с частником? Об этом шла речь на встрече Главы государства с председателем правления Белкоопсоюза Валерием Ивановым.


За последний год работу торговой сети переформатировали. Можно проехать по всей Беларуси – 1520 агрогородков, из них в 1300 отремонтированные похорошевшие здания магазинов. Кроме того, построили 50 крупных торговых центров и 196 магазинчиков шаговой доступности, закупили 223 автомагазина. Выбранная стратегия как раз и помогает повысить конкурентоспособность, да и розничный товарооборот вырос от 10 до 50 процентов.

Торговое обслуживание сельчан, закупка излишков плодоовощной продукции были и остаются приоритетом. Как и серьезная социальная функция: автолавки потребкооперации заезжают в деревни, где живут с десяток стариков. Не приедет автолавка — беда. А весной, когда паводки захлестывают, обслуживают и на лодках. Какой частник на лодке повезет хлеб и колбасу? Так что пока, кроме Белкоопсоюза, в глубинку никто не заглядывает со своим товаром. Судите сами: в Беларуси 25 тысяч населенных пунктов, частники открыли только 100 торговых точек.

Конечно, торговлю на селе не назовешь очень прибыльной. В маленьких городках или в деревнях товарооборот невелик. По большому счету, убыточные магазины надо бы закрывать, но люди просят этого не делать. Закрыть — самое простое решение. А что дальше? Убрать магазин — и деревни не станет. Поэтому Белкоопсоюз  не намерен закрывать убыточные магазины. Проблему будут решать за счет других прибыльных точек. В этом и заключается одна из социальных функций потребкооперации. При том, что это не только торговые сети и общественное питание. Это еще и переработка. В прошлом году у населения закупили продукции на 110 миллионов рублей. Это почти 60 миллионов долларов, не так и мало. В системе два перерабатывающих предприятия, куда поступают овощи и фрукты, и изготавливают традиционные белорусские «прысмакі». Где еще можно купить, например, солянку с квашеной капустой и грибами или хрустящие соленые огурчики?

Еще говорят, что в системе потребкооперации цены якобы выше, чем у частных структур. Факты говорят другое. Цены не выше, чем в любой другой сети, а в подавляющем большинстве случаев ниже. В магазинах Белкоопсоюза торговая надбавка не выше 23 процентов, а в целом по стране около 30.

Что касается того, что крупный ретейл готов открывать магазины в любом населенном пункте, это хорошо, конкуренция еще никому не пошла во вред. Потребитель, в данном случае сельский, только выиграет. Но реальность всегда отличается от планов. Говорить о комплексном торговом обслуживании населения частниками на селе пока не приходится. Частные ретейлеры открывают магазины для получения прибыли и нередко по просьбе властей. Но большие деньги должны уравновешиваться большой ответственностью, чего у нас пока не происходит. Есть только желание зарабатывать, поэтому инвестиции идут туда, где можно заработать.

Поэтому заменить потребкооперацию  проблематично. Ни одна торговая сеть не дает столько услуг населению.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter