Что привезли белорусы и россияне на фестиваль детской книги в Тулу

Комикс крутит роман

Социальный комикс, графический роман и подростковая пьеса — эти современные форматы наряду с традиционными были представлены на фестивале детской книги «ЛитераТула», который три дня подряд знакомил читателей и писателей в Туле. Свои книги представили как российские, так и белорусские авторы.

Писатель Алексей Олейников (в центре) и художник Тимофей Яржомбек (справа) презентуют графическую историю о девочке Соне и ее нелегкой школьной судьбе.
александра белуза


«Включая ее имя и лицо» — комикс белорусского дуэта Ольги Ковалевой и Никиты Лаврецкого о взрослении и муках первой любви. Рисованная романтическая история сразу же стала популярна. В марте и апреле в главном магазине комиксов Минска она была на первой строчке по продаваемости, опередив даже «Мстителей» из линейки Marvel. В России белорусский комикс тоже нашел своего читателя. И занял законное место на фестивале в Туле.

Самой заметной российской работой стал биографический роман Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Комикс — о блокаде Ленинграда, художница рассказывает реальную историю своей бабушки. Побывала на «ЛитераТуле» и «Полуночная земля» Юлии Никитиной, история о жизни на Крайнем Севере, выдержавшая уже третье издание. Комикс «Первый человек на Земле» Алексея Хромогина рассказывает о Юрии Гагарине и его встрече с богом. «Комикс как форма за год очень прогрессировал. В России вышли очень серьезные, мощные работы. Нам хотелось их показать», — говорит один из организаторов фестиваля Владимир Апенов.

Развивается и близкий жанр — графический роман. Издательство «Эксмо» привезло на фестиваль графические версии «Собора Парижской Богоматери» Гюго, «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо и другие книги из серии «Классика в комиксах».

Одним из самых заметных событий стала презентация графического романа в стихах «Соня из 7 Буээ». Книга яркая во всех смыслах. Стихи написал известный российский писатель Алексей Олейников, рисунки — художник Тимофей Яржомбек. Жанр говорит сам за себя — трагедия в восьми уроках. На презентации мальчик лет 12 спросил автора, как ему удалось «так точно передать то, что происходит в школе, что так не нравятся уроки». Просто я работаю учителем, ответил Олейников. Причем литературы.

Еще один свежий формат — пьесы для детей и подростков. Они не издавались много лет, а теперь возвращаются. Так, издательство «Белая ворона» презентовало пьесы Джанни Родари для постановки в школьном театре, а издательство «Самокат» — сборники «Современная подростковая драма». «Мы выбирали пьесы, написанные не более пяти лет назад. Это все очень подростковые истории, почти во всех них есть школа, — рассказывает пиар‑директор «Самоката» Мария Орлова. — Мне кажется, этот формат ближе к подростку и острее, чем проза. Здесь сильная диалоговость, которая очень близка к социальным сетям».

Александра БЕЛУЗА.

beluza@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter