С 25 сентября спа-услуги официально выделятся из парикмахерских

Комфорт — дело тонкое

Люди привыкают к комфорту очень быстро. С таким наблюдением начальника управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Юрия Натычко сложно не согласиться. Неспроста сфера «бытовки» держится в тройке лидеров платных услуг, оказываемых населению. В прошлом году в обмен на обеспечение комфорта мы с вами потратили потрясающую воображение сумму — более 10,6 трлн неденоминированных рублей. Но это только по официальным данным. Есть и другая статистика: «серые» схемы, используемые нечестными на руку дельцами, только в Минске приносят им 135 млн долларов, или примерно 2,7 трлн неденоминированных рублей. Как вывести из тени «бытовку» и при этом не зарегулировать эту сферу — вопрос сложный, и найти к нему решение не так-то и просто.



Эксперты надеются, что отчасти помочь в этом должен Реестр бытовых услуг, появившийся в конце 2014 года. С одной стороны, это подсказка для проверяющих и ответственных потребителей, которые желают удостовериться, что парикмахер или химчистка работают легально. С другой — наводка для будущих бизнесменов. Они могут, открывая бизнес, заочно познакомиться с конкурентами и направить свою энергию в нужное русло. Сегодня в реестре значится более 28,9 тысячи субъектов хозяйствования. Они, в свою очередь, владеют 23,9 тысячи объектов. Причем у 11 с лишним тысяч бизнесменов нет стационарного рабочего места, работают они на дому. 

Впрочем, в конце сентября этот список пополнится спа-услугами: с 25 сентября начнется их регистрация в реестре. Начальник управления бытового обслуживания населения Минторга Валентина Левковская объясняет нюансы: 

— Спа-услуги выделились из парикмахерской отрасли, развиваются они весьма активно, пользуются спросом. Мы это видим, поэтому все требования к этой сфере у нас прописаны. Так, принято два государственных стандарта. Один введен с 1 сентября 2015 года, содержит в себе термины и определения, описания услуг, второй — с 1 мая нынешнего, в нем указано, кто сегодня может себя позиционировать как спа-центр, кабинет, салон. 

Так что, возможно, традиционный перечень самых популярных у горожан услуг изменится. Сегодня он выглядит следующим образом: на первом месте стоит ремонт и строительство жилья, на втором — парикмахерские услуги, на третьем — техобслуживание и ремонт авто. Специалисты признаются, что в последние полгода пристально следили за последним направлением: с января нынешнего года была отменена обязательная сертификация работ у авторемонтников. Ожидали роста жалоб со стороны клиентов, однако время показало, что напрасно: мастера предпочитают не рисковать своей репутацией. 

— Мы четко видим, что отмена обязательной сертификации по определенным видам бытовых услуг не влечет за собой ухудшения уровня и качества оказываемых услуг. Это не может не радовать, — отмечает Юрий Натычко. 

Примечательно, что сегодня все бытовые услуги не подлежат обязательной сертификации. Добровольной — пожалуйста. Она по карману далеко не каждому и воспринимается, скорее, как статусная вещь, дополнительная гарантия для клиента. В остальных случаях доверие идет по умолчанию. Причем порой — в незарегистрированных гаражных мастерских, которым и без того упростили выход из тени. Но июльский мониторинг СТО, как официальных, так и в гаражных кооперативах и на дому, попавших во внимание работников Минторга и МВД, показал: в 70 из 170 проверенных мест обычные граждане ремонтировали чужие авто. Порой работа была весьма основательной для обычных Кулибиных, о чем свидетельствовали недешевые инструменты и краски. 

На селе — другие проблемы. Райкомбинаты несут убытки — содержание комплексных приемных пунктов на селе бьет по карману. Так, по итогам прошлого года убыток составил 17,7 млрд рублей (без учета деноминации). Поэтому и тают КПП. Промежуточный итог — 1181 КПП на начало августа. В начале года, для сравнения, их было на полсотни больше. 

— Мы стремимся сократить расходы, для этого переходим на выездное обслуживание. Но чтобы село не осталось без внимания, будем строить работу на оказании услуг по заявкам потребителей. Сейчас решается вопрос о том, что в нескольких районах Минской области будет создан единый номер по аналогии с Минским — 124. Житель, к примеру, Борисовского района будет попадать на местное крупное предприятие, где у него примут заявку или подскажут, к кому обратиться. Какие районы станут пилотными и каков будет единый номер, пока сложно сказать, отчасти решение этого вопроса лежит в компетенции «Белтелекома». Хотелось бы, чтобы эта услуга заработала к концу года. После положительной апробации такой механизм можно будет внедрить в других районах, не только Минщины.

ЦИФРА

За шесть месяцев с начала года в стране появилось 2,6 тысячи новых объектов бытового обслуживания. В том числе в райцентрах и на селе — тысяча. Создано почти 7,7 тысячи рабочих мест. 

Ольга РОМАНОВСКАЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter