Как договориться по вопросам промышленной политики в ЕАЭС

Комбайны на поле брани

Уборочная зерновых давно закончилась, а комбайны остались. Правда, не на полях, а в топе новостей. Взаимное недовольство между партнерами по ЕАЭС в вопросах промышленной политики проскальзывает с завидной регулярностью. Еще полгода назад наш гигант «Гомсельмаш» озвучивал свои претензии к политике субсидирования, которая проводится в России. Сейчас похожие упреки прилетели уже в адрес гомельского завода. Почему же за два года производители комбайнов так и не смогли поделить общий пирог?

Rbstroy.by

Позвольте начать с исторического экскурса. Когда-то встретить белорусский трактор или комбайн на полях Сибири или Дальнего Востока было проще, чем российскую технику. Наш промышленный гигант чувствовал себя относительно стабильно: практически все объемы произведенной продукции уходили к соседям. Кстати, тамошние покупатели могли себе позволить наши трактора и комбайны в том числе и благодаря местной программе субсидирования. Не будь у них лишних денег, тяжелые времена для наших компаний настали бы гораздо раньше. Кризис же пришел в 2014—2015-м. Только на одном «Гомсельмаше» производство зерноуборочных комбайнов сократилось в 6 раз, и по итогам года предприятие возглавило десятку самых убыточных компаний страны. Тогда холдинг получил господдержку в виде бюджетных ссуд на 425,8 млн долларов. Совсем недавно срок выплаты обязательств был продлен до 2029 года. Это и стало причиной недовольства российских гигантов, которые увидели в этом угрозу собственному производству.

Однако разрешите мне перескочить на полгода назад: в апреле этого года на одной из конференций в БелТПП довелось услышать недовольство менеджеров «Гомсельмаша». Разумеется, они сетовали на российскую политику субсидирования производителей сельхозтехники. Выступающие были эмоциональны: утверждали, что подобные методы не позволяют нам конкурировать на рынке ЕАЭС, а самостоятельное снижение стоимости продукции приводит лишь к убыткам и разорению. А потому наши гиганты машиностроения решили так: постановление о субсидировании в России нужно отменить либо включить в конец списка и игроков из стран ЕАЭС.

Кстати, подобную вероятность недавно допустил Владимир Путин. Вернее, речь шла о том, что иностранные производители сельхозтехники с высоким уровнем локализации на территории России получат 2 млрд рублей субсидий из дополнительных 20 млрд рублей, заложенных в бюджете. С подобным предложением к российскому президенту обратились немецкие производители сельхозтехники, которые работают на российской территории. А как же, спросите, мы?

Недавно на одной научной конференции член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский был весьма красноречив: «Мы много говорим о комбайнах. Президент поставил задачу создать у нас суперкомбайн. Естественно, мы выстроили нашу позицию так, чтобы максимально объединить производства «Ростмельмаша», «Гомсельмаша» и выстроить базовую отрасль, где работают более 200 тысяч рабочих. Но к нам сегодня активно приходят John Deere и Сlaas. Импортеры идут на этот рынок, нужно понимать это. Мы создали кооперацию, расписали комиссии, как стороны будут работать. Я от двигателя до болта расписал все, чтобы не было никаких переслоений».

В ЕЭК пообещали, что в ближайшее время появится документ, в котором будет прописана вся импортозамещающая цепочка союза – все предприятия ЕАЭС, готовые вытеснить с общего рынка конкурентов и поднять уровень белорусских, российских и казахстанских предприятий. Но здесь стоит понимать: одного пожелания ЕЭК недостаточно. Это тот самый деликатный момент, где решать проблемные вопросы должны сами участники рынка. Пока ситуация такова, что каждый тянет одеяло в свою сторону. Понятно, сдавать позиции не хочется никому. И здесь взаимные упреки и обвинения производителей, в общем-то, понятны. Важно другое: пока мы заглядываем друг к другу в карман в ожидании поддержек и субсидий, наш кусок пирога могут поделить импортеры. А это уже будет совсем другая история.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter