Комбайн преткновения

Группа  ученых  БГАТУ  совместно  с  ОАО  «Лидсельмаш»  в  течение  двух  пятилеток  продвигает  в  производство  модульные  картофелеуборочные  комбайны,  но…

Группа  ученых  БГАТУ  совместно  с  ОАО  «Лидсельмаш»  в  течение  двух  пятилеток  продвигает  в  производство  модульные  картофелеуборочные  комбайны,  но… 

Валерия Буяшова знаю более тридцати лет. Еще с юношества, когда он, известный крепкими знаниями узденский парень, ходил в студентах БИМСХа, был одновременно старостой группы, потока и курса, активно участвовал в работе студенческого научного общества, занимался на факультете общественных профессий. 

С тех пор сельскохозяйственные машины, и картофелеуборочные комбайны в особенности, стали, как говорится, делом всей его жизни. Эту тему охватывали дипломный проект, кандидатская диссертация, посвященная автоматизации вождения комбайна КСК-4, с ней связана докторская доцента и первого докторанта факультета механизации Буяшова. 

— Валерий Павлович, почему БГАТУ и вы стремитесь привлечь внимание к этой технике именно теперь? 

— Думаю, наступило благоприятное время для реализации нашей идеи по внедрению в производство семейства модульных картофелеуборочных машин, разработанных вузом совместно с ГСКБ по машинам для возделывания и уборки картофеля г. Рязани (Россия), ОАО «Лидсельмаш», Институтом картофелеводства НАН  Беларуси. 

— В чем причина, что этот проект не находил себе дорогу до сих пор? Или для республики в связи с сокращением площадей, занятых картофелем, на сельскохозяйственных предприятиях тема получения высокоэффективных уборочных машин уже неактуальна? 

— Еще как важна. Парк этой техники заметно постарел и значительно сократился. Если в 1980 году в республике было 12,5 тысячи картофелеуборочных комбайнов – рязанских и Ваймар-комбината  (ГДР), то в настоящее время осталось меньше 1400 машин. Правда, теперь появились и образцы западных фирм, таких как немецкая «Гримме» (кстати, она одна из лучших в мире, основана еще в 1861 году). 

— Так, может, на нее и делать ставку? Стоит ли изобретать велосипед?  

— Дело тут вот в чем. Комбайны фирмы «Гримме» предназначены для работы на полях высокой культуры земледелия. Цель их разработчиков — добиться высоких качественных показателей. Они хотят, чтобы в бункере их картофелеуборочной машины было 2 процента примесей и 98 процентов клубней. Но ведь подкапывающие лемеха забирают из гребня массу, в которой, наоборот, только 2 процента клубней, а остальное – примеси (почва, камни, корневища, остатки ботвы и сорной растительности). И добиться желаемого ими параметра нелегко. 

— Не верится, что соотношение в гребне именно такое… 

— На этот счет есть исследования московских ученых во главе с Петровым Геннадием Дмитриевичем. Он долгое время заведовал отделом тогда еще Всесоюзного научно-исследовательского института сельхозмашиностроения (ВИСХОМ) имени Горячкина. Сейчас институт  ликвидирован, потому что в России открыты совместные предприятия с немецкими и бельгийскими фирмами по производству машин для уборки и послеуборочной обработки картофеля. 

Мы же сделали совместно с конструкторами ГСКБ г. Рязани, учеными ВИСХОМа, ОАО «Лидсельмаш» комбайн, адаптированный к нашим полевым условиям, имеющий средства автоматического регулирования и управления технологическим процессом. Так как ученые БИМСХ-БГАТУ имеют 40-летний опыт по совершенствованию машин для возделывания картофеля в Беларуси, он получился неплохой. 

— Почему все-таки процесс внедрения машин идет с такими потугами? 

— В 1998—2000 годах мы приняли участие в совместном белорусско-российском проекте. По той программе разрабатывались машины для междурядий 90 сантиметров, а машины для междурядий 70 см были предложены в соответствии с госзаказом в 1994—1995 годах. Мы выполнили свою часть работы, провели испытания, но опытная партия не была выпущена, поскольку не были выделены средства. После завершения программы прекратилось и финансирование разработок БГАТУ.  

Поэтому мы с профессором Вергейчиком еще несколько лет на добровольных началах осуществляли авторский надзор за работой машин, написали учебное пособие, монографию по основам создания картофелеуборочных машин. 

А машины, изготовленные в 1993—2000 годах, успешно работали и работают на полях Минского, Пуховичского, Узденского, Дзержинского, Буда-Кошелевского, Солигорского, Ивацевичского районов. Базовая модель КМБ-2 и картофелекопатель-погрузчик КМБ-2-02 демонстрировались на выставке «Белагро-2000». Эти машины прошли широкую хозяйственную проверку и должны были участвовать в выставке «Белагро-2007». Но не доехали. Одна из них находится в СПК имени Войкова Минского района, вторая, отработавшая 10 лет, стояла на территории Института картофелеводства в поселке Самохваловичи… без колес, а сейчас отправлена в Узденский райагросервис. 

— Какими будут ваши последующие действия?  Разобрать модели на запчасти? Сложить руки? 

— На выставке «Белагро-2007» мы распространили проспекты, аннотации, публикации, отзывы специалистов об этой технике среди заинтересованных лиц и рассчитываем на обратную связь – на заявки по переоборудованию рязанских комбайнов под эти модификации не только из хозяйств нашей республики, но и  России. А их немало: в Беларуси — около тысячи единиц, в России – 50 тысяч. Значительное количество уже и не числится, но остались рамы, с которыми ничего не могло случиться. Они простые, прочные, надежные. Их можно будет использовать за основу при производстве машин на совместном белорусско-германском предприятии, которое мы рассчитываем открыть при Узденском райагросервисе совместно с фирмой «Гримме». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter