Комбайн пока больше семян теряет, чем убирает

В 2012 ГОДУ Верхнедвинский льнозавод выращивал лен на 700 гектарах и получил с каждого по 13 центнеров льноволокна. Выручка от реализации продукции составила 8725 миллионов рублей, рентабельность продаж — 8,4 процента. На заводе активно осуществляется комплексная программа по модернизации производства. О проблемах предприятия и льноводческой отрасли в целом с корреспондентом «БН» беседовал директор Верхнедвинского льнозавода Сергей СКОВОРОДКО.

Директор ОАО «Верхнедвинский льнозавод» Сергей Сковородко – о проблемах льноводческой отрасли, современной технике и квалифицированных кадрах

В 2012 ГОДУ Верхнедвинский льнозавод выращивал лен на 700 гектарах и получил с каждого по 13 центнеров льноволокна. Выручка от реализации продукции составила 8725 миллионов рублей, рентабельность продаж — 8,4 процента. На заводе активно осуществляется комплексная программа по модернизации производства. О проблемах предприятия и льноводческой отрасли в целом с корреспондентом «БН» беседовал директор Верхнедвинского льнозавода Сергей СКОВОРОДКО.

— Сергей Михайлович, экономические показатели минувшего года весьма неплохие. За счет чего удалось их добиться?

— Прежде всего, за счет слаженной работы всего коллектива и огромной, не побоюсь этого слова, поддержки райисполкома. Из-за продолжительных дождей лен мог погибнуть, если бы руководство района не подняло народ на его спасение. В день на поле выходили до 300 человек. Они ставили тресту в конусы для просушки, а затем снова клали в ленту. Были привлечены со стороны также техника, механизаторы.

— Знаю, как недавно назначенного директора далеко не все на предприятии вас устраивает.

— Вы правы. Меня не удовлетворяет пока качество получаемого предприятием сырья. Льноволокно мы продаем на Оршанский льнокомбинат. Госзаказ выполнили раньше срока и еще могли бы реализовать тонн 30 продукции сверх плана. Но не берут. Я понимаю руководство комбината. Им для выпуска качественной продукции, пользующейся спросом на рынке, длинное волокно нужно как воздух. А его у нас как раз и не хватает. Не дотягиваем до плана 20 процентов. Обидно, что по длине льноволокно как раз подходит, но не удовлетворяет получателя по цвету. Нет однородного серого оттенка. Где-то — желтоватый, где-то — зеленоватый. Все это  — последствия неблагоприятных погодных условий.

— Но ведь погоду не закажешь. Как быть?

— Выход есть. Для этого нужны современная техника и квалифицированные механизаторские кадры. А что мы имеем? Семь устаревших комбайнов ЛК-4. Они больше теряют семян, чем убирают. И специальные отбойники мы делали, и рукава. Ничто не спасает. Так что новая, а самое главное — качественная техника очень необходима. Небольшой сдвиг в этом вопросе все же наметился. В прошлом году мы получили самоходный льноуборочный комбайн и два самоходных пресса «Дехонтд». Там, где хорошие площади и сухо, они показали себя неплохо. Но вот где почва увлажненная, тяжелые самоходные прессы вязли, проваливались. То же с комбайном.

Еще остро нуждаемся мы в самоходных оборачивателях-очесывателях СООЛ-5. В прошлом году много было полеглого льна. Убрать его можно было только льнотеребилками. При этом теряли семена, недобор которых составил около 20 тонн. Если бы был оборачиватель-очесыватель, убили бы двух зайцев: сохранили семена и меньше привлекли людей на поле для ручного труда. Заявку на это оборудование в «Витебскобллен» сделали, недавно заключили договор на его приобретение.

— Наверняка от приобретения новой техники вы ожидаете получить определенный экономический эффект.

— Считайте сами. Во-первых, семена льна сегодня стоят недешево. Во-вторых, теряет предприятие и на оплате труда привлеченных со стороны работников. Только за доставку шефов с «Нафтана» на наши поля мы заплатили 15 миллионов рублей. Но привлеченные привлеченным рабочим тоже рознь. Если особой квалификации не требуется, чтобы поднять тресту со стлища и поставить ее в конус, то работа механизаторов — это уже совсем другое. Что они могут делать? Грубо говоря, управлять трактором, заниматься перевозкой. Поэтому даже и разногласия у нас с ними были по зарплате. Она у них была немаленькая — 5 миллионов рублей в месяц. Но когда привлеченные механизаторы узнали, что наши работники получили по 8—10 миллионов, то возмутились: «Как же так? Мы работали вместе...» «Ребята, — говорю, — поймите: вы возите только, и я не могу вас посадить на тот же пресс, вы не сможете качественно и производительно работать на нем». Я к чему? Уборку надо проводить в оптимальные сроки. Теребление — за 10—15 дней. А что у нас? И месяц было. Да, вмешивалась погода. Но сказывалась и нехватка людей: именно квалифицированных специалистов, которые могут работать и с теребилкой, и на прессе, и на комбайне. Таких механизаторов, как Дмитрий Подольский, Александр Махонько.

Если же дальше продолжать тему о льне-долгунце, то, считаю, его урожай рождается трижды: первый раз на поле во время роста, второй — во время уборки, о чем мы говорили, и третий раз — в процессе выделения волокна из тресты на предприятии.

— А последнее, как мы понимаем, тоже требует модернизации?

— Безусловно. И мы ее начали, не ожидая указаний сверху. Завершаем работы в котельной, где вместо устаревших котлов МВТ установили новые «Калвис-850 М» с более высоким КПД на местном виде топлива. Экономия — 150 тонн условного топлива в год. На модернизацию котельной затратили 250 миллионов рублей средств собственных, и столько же поступило из фонда Минэнерго. На очереди — замена устаревшей производственной линии в цехе на современную, более производительную. Но здесь палка о двух концах. Если сейчас мы перерабатываем 3 тысячи тонн тресты, то новая линия, чтобы ее эффективно использовать, потребует 8 тысяч тонн.

— Где взять?

— Или в увеличении посевных площадей, на этот год их у нас 800 гектаров и плюс еще 300 у льносеющих хозяйств, или в повышении урожайности. Мы выбираем второй вариант, для чего необходимо прорабатывать систему повышения эффективности возделывания льна-долгунца при строгом выполнении всех необходимых технологических операций — с учетом сортовых особенностей, гранулометрического состава и агрохимических свойств почвы, оптимизации питания растений, защитных и других мероприятий на основе комплексной механизации.

— Практическое начало этому положено?

— Да, предприятием проавансирована закупка более 20 тонн семенного материала высокой репродукции на КУП «Оршанская льносемстанция». Завершаем ремонт посевной техники.

— Но на все нужны средства.

— Деньги для приобретения некоторых запчастей мы нашли в … металлоломе. Сдали его 13 тонн и получили 12 миллионов рублей. Из костры, которую просто сжигали или брали хозяйства на подстил скоту, делаем топливные брикеты. В прошлом году реализовали их 302 тонны на 240 миллионов рублей. Теперь закупаем второй пресс, чтобы нарастить мощности по выпуску брикетов. Рассчитываем поставлять их на экспорт.

— Спасибо, Сергей Михайлович, за откровенный разговор, удачи вам в ваших делах и начинаниях.

Беседовал Владимир САУЛИЧ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter