Комбат ДПС и минский феномен

Тонны нечеловеческого горя принесли немецко-фашистские захватчики на червенскую землю. В самом райцентре, где находилось еврейское гетто, из 6000 горожан гитлеровцы уничтожили 4265. Всего в районе за три года оккупации погиб 7561 мирный житель. Нелюди сожгли 25 деревень, две из которых (Буда и Попова Гряда) так и не были восстановлены.

Сразу же после освобождения края в начале июля 1944 года воинами 2-го, 1-го Белорусских фронтов и партизанами власти стали искать толковых крестьян, способных руководить местными сельхозпредприятиями.

В Островитах выбор пал на главу многодетного семейства Максима Андрончика, у которого были уже дочь Лидия, сыновья Александр, Василий, Николай, Петр и только что родился Константин. Позже образцовый во всех отношениях дом с хозяйским, со вкусом обустроенным двором (на что обратили тогда внимание инструктор обкома партии и председатель райисполкома) пополнили Иван и Катя. Приезжее начальство не приняло доводы Максима Александровича о том, что у него лишь неполное среднее образование. Писать, мол, доклады в вышестоящие инстанции не надо. На общем собрании за него проголосовали единогласно, назвав колхоз... «Самолет», — видимо, чтобы быстрее летел к поставленной цели: за два года стать одним из передовых хозяйств.

Несмотря на полученную инвалидность, Максим Александрович «пахал» не только за себя, но и за своих погибших на войне друзей-соседей. Не спал ночами, воодушевлял земляков, укреплял дисциплину, делал все по совести, требуя того же и от других. В итоге колхоз досрочно выполнил план сдачи зерна государству, а его председателя наградили медалью «За трудовое отличие», утвержденной за три года до фашистской навалы. Свою достойнейшую лепту в общий успех внесла и жена колхозного головы Марина Колениковна, позже ей вручили орден Материнской славы II степени. Воспитывая восьмерых детей, она регулярно выполняла нормы выработки трудодней.

Через три года глава семейства устроился служащим в районный узел связи и получил квартиру в городе. Чтобы земельный участок не урезали с 45 до 15 соток, мама Костика осталась в колхозе дояркой. Авторитет отца оставался непререкаемым. Его слово было законом, не подлежащим какому-либо обсуждению. Каждый знал свой участок. Все работы по дому, огороду, заготовке дров и кормов, сбору урожая, который дружно помогали выращивать, делались качественно, своевременно и ответственно. Именно так поступает Константин Максимович и сегодня. 

Первая запись в трудовой книжке будущего подполковника милиции появилась 11 сентября 1961-го, когда он начал есть свой приятный, как оказалось, хлеб, став почтальоном, — попытка поступить после восьми классов в торговый техникум успехом не увенчалась. Продолжив учебу в вечерней школе, покладистый и приветливый юноша очень быстро влюбил в себя всех, кому приносил в любую погоду и пору года пенсии, газеты, журналы, бюллетени, извещения на посылки и переводы. Не оставались без внимания и коллеги, вместе с которыми сортировал почту, хотя в его обязанности это не входило. 

Начальник районного узла связи, внимательный и разборчивый в житейских деталях фронтовик-орденоносец Дмитрий Феофилович Амелькович заметил: парень выделяется не только внешним видом (что было немаловажно), и через год сын бывшего председателя «Самолета» взлетел на должность фельдъегеря.

Подошло время готовиться к армии, и военкомат направил юношу на водительские курсы при Смиловичском сельхозтехникуме, сохранив среднемесячный оклад. Спустя шесть месяцев шофер 3-го класса уже хвастал своими новенькими правами. До призыва на службу Константин подменял работавших на ГАЗ-51. В ноябре 1963 года его кабину пришлось сменить на плацкартный вагон, который «догружали» призывниками на крупных станциях. Последней стал Ленинград. Там уточнили: путь лежит на Крайний Север. Миновав Мурманск, поезд остановился на станции Ваенга. Полярная ночь, северное сияние и незамерзающее Баренцево море не могли не поразить молодого белоруса. Вскоре Константин учился в девятимесячной школе младших командиров, где его избрали групкомсоргом. Как отличник побывал в командировке на Новой Земле. После посещения архипелага объявили первый отпуск. Учебку окончил с отличием и получил звание сержанта, хотя присваивали, как правило, младшего. Принимал участие в военном параде в Мурманске 9 мая 1964-го... Закаленный «сибиряк» и не думал, что минский вокзал преподнесет ему в ноябре 1966 года сюрприз, определивший всю его дальнейшую судьбу. Погода, время и пространство не напрягали. Дышалось ровно, легко и свободно. Вдруг перед старшиной, ставшим в армии кандидатом в члены КПСС, вырос майор внутренней службы и попросил предъявить документы. Константин растерялся: трезвый, поприветствовал, ничего не нарушал, китель на всех пуговицах... Однако офицер быстро успокоил, записал данные, оставил адрес и попросил обязательно к нему зай­ти.  На собеседовании Владимир Батин предложил пойти на службу в органы внутренних дел, которые всеми силами стремились ликвидировать некомплект… 

1 декабря 1966-го он стал милиционером Октябрьского РОВД Минска. В то время переходили на новую форму обмундирования, которое всем еще не сшили. Потому новобранца «пристегнули» к дежурной части, где старший смены, спокойный и рассудительный капитан милиции Михаил Муравицкий помог, кроме всего, разрешать конфликтные ситуации. Именно благодаря тем незабываемым навыкам, находясь позже в должности инспектора ДПС, Константин получил сотни благодарностей при полном отсутствии жалоб. Побыв недолго «на улицах», вступил в должность помощника дежурного по отделу , где прошел школу капитана милиции Дмитрия Фомича Бурени. Действовать под началом этого эрудита и настоящего профессионала было и приятно, и ответственно. Дальше — должность командира отдельного дивизиона дорожного надзора. 

На отцовской земле за привычным занятием.

«К тому времени я уже окончил Минскую высшую школу МВД и был всего лишь старшим лейтенантом. В подчинении находилось более 360 человек, в числе которых и сотрудники созданного в январе 1972 года эскортного взвода. Я в свое время был в нем старшим инспектором. Мы сопровождали глав зарубежных государств и правительственных делегаций. В конце февраля 1993-го на основе взвода создали известную вам сегодня «Стрелу».

Ветеран постоянно подчеркивает, что без непрерывной усердной учебы, приобретения нового опыта ничего бы он в работе не достиг. В октябре 1979 года приказом союзного МВД начало действовать очередное служебное наставление. На смену дорожному надзору пришла дорожно-патрульная служба, и капитан милиции Константин Андрончик стал первым командиром отдельного батальона теперь уже ДПС. Численность новой структуры значительно увеличилась. Создали три офицерских взвода, отделение агитации и пропаганды, группу дознания, отделение административной практики, службу розыска скрывшихся с мест ДТП водителей и, естественно, дежурную часть. 
Настоящей проверкой и вехой становления не только регулировщиков, но и всей службы стала Московская Олимпиада. Гаишники сделали все необходимое, чтобы в ее рамках на стадионе «Динамо» успешно прошла предварительная часть футбольного турнира.
Константин Максимович обращает при случае внимание на тот факт, что вверенный ему батальон формировался теми, кого направляли трудовые коллективы, партийные и комсомольские органы. К огромнейшему удовлетворению руководства и подчиненных каждый столичный райисполком выделял ежегодно по три квартиры со всеми удобствами. Таким образом была решена жилищная проблема, что не могло не сказаться на качестве выполняемых всеми обязанностей. По чужим углам не мыкалась ни одна семья дэпээсников. Жены некоторых даже выбирали: первый этаж не подходит, нет балкона и так далее.

Батальон не только надежно и уверенно справлялся со своими далеко не простыми задачами, но стал одновременно творческой кузницей кадров для других подразделений. За опытом приезжали коллеги из всего бывшего Союза. Подтянутый, моложавый, подвижный в свои 75 главный дорожный смотритель с гордостью показывает журнал, в который он собственноручно внес до 1992-го (когда ушел на пенсию) «имена» более 50 приезжавших за белорусскими наработками делегаций. Характерно, что и сам комбат, и его помощники, и подчиненные опирались в общем деле на общественность. Сплоченный в результате творческих усилий коллектив обеспечил, к его чести, образцовую дисциплину дорожного движения. В 1982-м отдел ГАИ и батальон вышли победителями соцсоревнования в честь 60-летия образования СССР. Им вручили союзное переходящее Красное Знамя МВД. Благодаря батальону в стране появился термин «минский феномен». Под ним, обратите внимание, и сегодня подразумевается беспрекословное подчинение сигналам светофора.


Без малого четверть века славный комбат руководит советом ветеранов службы. Вся информация о многосторонней и многоплановой деятельности размещена на его собственном сайте. Выпускается к тому же привлекательная стенгазета «Ветеранский вестник». В большом помещении обращают на себя внимание украшающие его разнообразные тематические стенды. Вполне хватает места для подшивок прессы, фотоплакатов, общего и частных архивов бывших сотрудников, исторических справок и материалов, буклетов и альбомов, выпущенных в честь виднейших представителей ветеранского движения. 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Константин Максимович Андрончик. Родился 9 июля 1944 года в деревне Островиты Червенского района в крестьянской семье. Окончил среднюю школу, автомеханический техникум и Минскую высшую школу МВД СССР. Работал почтальоном, фельдъегерем районного узла связи. Служил в Мурманской и Архангельской областях. В органах внутренних дел — с декабря 1966-го. Начинал милиционером Октябрьского РОВД Минска. В 1964-м пришел в отдел ГАИ УВД горисполкома на должность старшего инспектора дорожного надзора. Службу закончил командиром ДПС. Подполковник милиции в запасе. Председатель совета ветеранов УДАИ. В семье трое детей, двое внуков и правнучка. 

Владимир БОРИСЕНКО.

Фото автора и из домашнего архива К. Андрончика.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter