Как живут люди в самом южном поселке Беларуси

Комарин. Возрождение

Я влюбилась. Всем сердцем. В эту дубовую рощу, безумной красоты луга и леса, могучий и такой ласковый в эту пору Днепр. Вообще, Комарин — самый южный поселок Беларуси — удивительное место. Образно говоря, он дитя двух рек — Днепра и Припяти. А еще Комарин в 1986-м в меньшей степени затронула радиация, и он приютил людей из выселенных деревень. В 1943-м стал первым райцентром на белорусской земле, который освободили от гитлеровских оккупантов... Сейчас поселок разрастается, совершенствуется инфраструктура, местные охотно создают семьи, а власти планируют один амбициозный проект за другим. 


Новый парк и детская площадка

В Комарине я была лет 15 назад. Он заметно похорошел, стало больше домов, утопающих в зелени улиц. Стал уютнее. В центре появился парк, где проходят значимые мероприятия, есть зоны отдыха, большая детская площадка. В Комарине, кстати, почти 500 ребятишек.

 В прошлом году здесь родилось 25 малышей, в позапрошлом — 26, в 2017 году — 29. 


Рядом с парком воинское захоронение. Валентина Блудчая, и.о. председателя сельисполкома, рассказала мне, что Комарин был оккупирован с августа 1941-го, что фашисты уничтожили 98 местных жителей. И что в боях за поселок и соседние деревни погибло 957 воинов, они похоронены в этой братской могиле. Неподалеку отремонтированный культурно-спортивный центр с тренажерным и спортивным залами, библиотекой и помещениями для занятий по интересам. А вот детсад, в котором недавно открылся бассейн. Вот церковь, новый многоквартирный дом, еще один строится по соседству. 

Валентина Блудчая.

— Конечно, многое сделано в Комарине по благоустройству, — Валентина Алексеевна еще ребенком переехала сюда из загрязненной радиацией деревни. — Раньше не было, казалось бы сегодня, элементарного: горячей воды, отопления, санузлы — на улице, холодная вода — в колодцах и колонках, дороги песчаные. Помню 1995 год (тогда моя дочка родилась), в квартире зимой было градусов 5 тепла, а когда кушать наваришь, то 8. Сейчас поселок газифицирован, есть центральные водопровод и канализация, дороги заасфальтированы. 

А что за люди здесь живут, каких национальностей? Как выразилась одна местная бабушка, «мы тут ужо ўсе памешаныя», есть белорусы, украинцы и русские. У кого-то родители, братья и сестры в России и Украине, а сами тут семьи создают или наоборот. Вот и ездят друг к дружке, а потом дети, внуки снова переселяются. Кстати, от Комарина до Чернигова — километров 50, столько же до райцентра, Брагина, а до Гомеля — около 160 км. Такая вот занятная демография с географией…
В этом году Комарин отмечает свое 635-летие.
Директор школы 22 лет

В Комаринской СШ все хотела спросить: как здесь стараются сберечь историческую память? Ответ был очевиден еще у входа в школу: каждый день дети проходят по Аллее славы мимо портретов 20 солдат, которым за освобождение Комарина присвоено звание Героя Советского Союза. Вообще, вся школа, словно книга памяти, музей, где даже коридоры и стены заполнены бесценными экспонатами. Здесь и семейные фото фронтовиков и партизан, письма с фронта и письма, которые уже в послевоенное время школьникам отправляли семьи красноармейцев. Эти письма по сей день идут со всего бывшего СССР. А кому-то ребята помогли найти могилу погибшего родственника. Так что собирают здесь самое главное — воспоминания, достоверные сведения о тех событиях.


Еще в конце 1970-х здесь было деревянное строение со скрипучими половицами и звонком-колокольчиком. Сегодня дети учатся в крепком двухэтажном теплом здании. Учитель истории и обществоведения Валентина Шульга рассказывает: «После аварии жизнь в наших краях изменилась, люди уезжали, предприятия закрывались. Но теперь мы возрождаемся. И школа посмотрите какая! По качеству образования мы не уступаем горожанам. Бывало, наши дети набирали на ЦТ 90, 92 и даже 100 баллов. Сейчас трое идут на золотую медаль». 


Как привлекают молодых специалистов? Директор школы Федор Ермаков улыбнулся. Он сам пришел сюда по распределению и остался, семью создал. А в 22 года возглавил школу. Говорит: «Молодым специалистам предоставляют льготный кредит, три первых года выплачивают денежную надбавку, а еще надбавки за первый и второй пятилетние контракты. Также молодежь сейчас почти через год может построить квартиру. Все это существенная помощь». 

Учатся в школе 295 ребят. Из деревень их возит автобус, а в Нижние Жары ездит за единственной ученицей. Так и с детсадовцами. Питание для школьников трехразовое, бесплатное, разнообразное, говорит Федор Федорович: «Взрослому не под силу столько съесть. А фруктов сколько! Только кушайте и учитесь». Плюс постоянное оздоровление в санаториях. Что до нужд поселка, то, говорят мои собеседники, было бы неплохо, если бы появились детский развлекательный центр и парикмахерская. 


Большой семье — просторное жилье

В просторную квартиру семья Ольги и Виталия Сницар планирует перебраться к Новому году. Осталась внутренняя отделка, и это Виталий сделает сам. Кстати, у его родителей 9 детей. 

Семья Сницар.

— Здесь будут жить Аполлинария и Таисия, — показывает мне самую светлую комнату старшая из сестер Виталина. — Малышка наша Лидия пока поживет с родителями, а еще братика ждем… Ну а я, скорее всего, уеду, хочу поступить в кадетское училище. 

Решение жилищного вопроса остается главным для любой семьи. Однако жилье в поселке не строилось лет 8, и многие в нем остро нуждались. Теперь строительство возобновилось. Только в этом доме, кроме семьи Сницар, поселятся еще 47 семей, а скоро сдадут еще один. 


— Все же свое жилье есть свое жилье, — заключил Виталий. — И сам Комарин, смотрите, как преобразился, приятно по улицам пройти. А хочешь, бери палатки и поезжай на природу. Знаете, я работал в Калининграде, Брянске, а все равно домой возвращаюсь. Свой Комарин ни на что не променяю.

…Станислав и Наталья Романенко взяли участок и построили дом. Супруги работают в Полесском радиационно-экологическом заповеднике. Люди они местные и переезжать тоже не собираются. У пары трое сыновей, старшему скоро исполнится 18 лет.

Семья Романенко. 

— Мы очень любим свой Комарин, — признается Наталья. — Долго думали, брать ли кредит. Хоть он и льготный, и всего под 1 процент годовых, но это же на столько лет. А сейчас платим 30 рублей в месяц, хорошо. Сначала купили небольшой участок с ветхим домиком, думали, под грядки. Но очень хотелось свой дом, и мы решились. Помню, на 8 Марта муж подарил лопату, и начали мы траншею под дом копать. А на день рождения родители подарили мне бетономешалку. И теперь вот. 

«Вот» — это двухэтажный дом в 162 метра квадратных. Зайдя внутрь, понимаешь: все сделано с любовью. Станислав сам проектировал, сам строил. Внутренняя отделка, дизайнерская лестница и большой дубовый стол на кухне тоже его рук дело. Теперь он может смело делиться опытом с соседями, многодетной семьей, которая уже залила фундамент своего будущего дома. 


— А за окном у нас дубовая роща, соловьи поют, Днепр виден, — здесь, рассказывает Романенко-старший, всегда Купалье проходит. — В Комарин, кстати, Президент приезжал, кажется, в 2009 году. Так вот с тех пор поселок очень стал развиваться. Жена по молодости предлагала: мол, давай в город уедем. А смысл в городе, говорю. А сейчас городские к нам приезжают и восхищаются: «О, у вас тут рай, санаторий». 

Наталья рассказала мне и о благоустройстве поселка, и о достойном качестве здешней медицины, однако посетовала на нехватку «на постоянке» лора, педиатра и гинеколога: «Еще надо бы в парке спортивную площадку сделать, площадки для подростков. И поскорее бы порт построили. Это было бы в развитие нашего уголка. Может, тогда и сыновья здесь останутся».

Большие планы

С Валентиной Блудчей мы приехали к тому месту, где планируется строить речной порт — в затоне Днепра рядом с деревней Нижние Жары. Местных здесь почти не осталось, дома скупают дачники — белорусы, украинцы и россияне. Места тут красивые, тихие, рыбалка отменная. До чернобыльской аварии, вспоминает Валентина Алексеевна, из Беларуси в Украину ежедневно ходили скоростные теплоходы «Ракета»: «Было очень удобно и дешево. Едешь по делам, к примеру, в Гомель или Киев и природой любуешься. Сейчас такого транспорта, к сожалению, нет». 

Жители и власти региона прекрасно понимают, что появление порта — это новые рабочие места и возможности не только для района, но и для страны в целом. «Уже выбран земельный участок под строительство порта — 68 гектаров, принято решение об изъятии этого участка и сносе находящейся на нем недвижимости. Это дает право на строительство, начало дноуглубительных работ, — рассказывает мне зампредседателя Брагинского райисполкома по экономическим вопросам Петр Романюк. — Дноуглубительные работы по договоренности — за украинской стороной».

Предлагаемый проект также предусматривает строительство поселка на 4,5 тыс. населения, который будет обслуживать речпорт. Плюс вся инфраструктура — магазины, жилье и прочее. Не исключено и появление места для отдыха, яхт-клуба и т.д. В идеале подвести сюда и железнодорожную ветку, что упростит поставку грузов. 

Петр Романюк говорит, что за 34 года после аварии из района отселили 29 тысяч человек, а кто-то и сам уехал: «Также мы потеряли предприятия, заводы, почти всю промышленность, большую половину плодородных земель. Так вот порт может стать спасением для района. Место для строительства выбрано удачное и с точки зрения рациональности распределения средств инвестора, и с точки зрения возможностей — это кратчайший путь поставки нашей продукции в Украину, Турцию, Иран, Ирак, Китай, это выход в Средиземное море. Сейчас основной поток грузов в дальнее зарубежье через морские порты следует через Клайпеду. Новый белорусский речпорт способен стать крупным узлом экспортных, импортных и транзитных грузопотоков. Кстати, переход на доставку грузов через Нижние Жары серьезно снизит транспортные расходы компаний, что поспособствует повышению ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта. Мы когда-то не надеялись и на солнечные батареи, а сегодня они дают почти 10 процентов доходной части районного бюджета». 

По предварительному проекту порт с инфраструктурой появится в 2027 году. Выселению подлежат 48 домов (некоторые в таком ветхом состоянии, что домами их назвать сложно). Все они оценены, владельцам полагается компенсация, либо переселение, либо строительство жилья. Кстати, есть и те, кто, узнав об этом, стал скупать даже ветхие домики. 

Ценить то, что имеем

В Комарине почти 2300 человек, из них процентов 25 — пенсионеры. Вокруг поселка десятки выселенных деревень. Валентина Коверда родом из одной из них. 

Валентина Коверда.

«Я в этих «кустах» родилась. В 1980-х и после аварии работала в Чернобыле, пока по здоровью меня не вывели из пораженной зоны. В Комарине работала директором школы», — о своей жизни мне рассказывает человек, испытавший ужасы войны и послевоенного времени, боль Чернобыля, перестройку и распад СССР. О современной Беларуси говорит: «Какая все же сейчас наша страна стала! Мои дети приезжают (дочь в Санкт-Петербурге живет, сын в украинском Славутиче), и они в восторге. А Комарин? Я прекрасно помню, каким был этот отдаленный уголок. Как босыми сюда из деревень бегали, чтобы продать курицу и купить учебники... Помню начало 1990-х, ту грязь, бескультурье, преступность. А спустя годы мои родственники приезжали и удивлялись, сколько всего сделало государство. А дороги у нас какие! Мы, старые люди, пожившие и много чего повидавшие, ценим то, что есть сейчас, и очень обеспокоены по поводу будущего. За то, что у нас сделано, надо сказать спасибо». 


Валентина Николаевна рассказала мне и о достойном уровне местной медицины, квалифицированных врачах, о хорошем транспортном сообщении. Особенно рада появлению в Комарине соцслужбы по уходу за пожилыми людьми и тяжелобольными: «Соцработник и покушать сварит, и в доме уберет, в магазин и аптеку сходит и по душам поговорит». 

Мясо мраморное комаринское

ОАО «Комаринский» — предприятие, которое первым в стране занялось производством крупного рогатого скота лимузинской породы. Сейчас здесь производят молоко и мясо (то самое, мраморное). По штатному расписанию ОАО не хватает только зоотехника, а так все 165 работников на месте. В основном это люди местные, говорит руководитель предприятия Григорий Анопреенко: «А это Александр Нечеса, наш главный ветврач. Григорьевич!» 

Александр Нечеса.

Григорьевич как раз шел к машине, собирался проведать бычков на ферме. По дороге от Григорьевича узнаю, что «в поселке теперь есть все для жизни» и как он в последние годы преобразился. И что здесь встретил будущую супругу: «Приехала к нам молодым агрономом, ну я и не растерялся. Потом нам от работы домик дали, теплый, хороший. Зарплата нормальная. А когда молодым специалистом был, так еще и надбавки начисляли. Ну а сейчас есть премии, дополнительные дни к отпуску. Также технику можно для своих нужд по договору брать». 

На ферме Григорьевич смело зашагал навстречу стаду быков. Те смотрят так, что у меня мурашки по коже. В жизни бы не подошла, им ведь не скажешь: «Спокойно, ребята, я доктор». Однако Александр свое дело знает.


В исполкоме, кстати, узнала, что средняя зарплата по району за первый квартал составила 807 рублей. В Комаринской больнице, со слов заведующего Юрия Кривоносова, труд тех, кто старается работать, оплачивается достойно. Юрий Васильевич рассказал, что, поскольку в поселке почти 500 детей, больнице оставили ставку педиатра: «Прием ведет врач общей практики. Есть терапевт, хирург, узист, зубной фельдшер. Стоматолог приезжает по графику из Брагина. Как и психиатр-нарколог, невролог, гинеколог. Какие-то специалисты в декретном, потому эти направления закрываем сами». 


Больница обслуживает поселок и 13 деревень, самая удаленная — в 25 км. Все необходимое для работы, говорит доктор, в больнице есть. Если требуется, пациентов доставляют в Брагин. 

Илья Грушковик — пограничник. На погранзаставу Комарин попал срочником, теперь служит по контракту. Сама застава появилась в 2016 году, создавалась, считай, с нуля. Все новое и современное. Отсюда 500 метров до границы с Украиной и 32 км до Чернобыльской АЭС. Илья рассказал мне, что перевез сюда и супругу, нашел ей работу: «Сейчас в Комарине активно дома строятся. Квартиры в них получают, например, многодетные семьи, медики, учителя, работники сельхозпредприятий, лесничества, пограничники. Мы тоже планируем строиться с помощью льготного кредита». 

Важно, что сами комаринцы всей душой болеют за свой край. Говорят о проблемах и предлагают их решения, делятся любопытными идеями по развитию поселка. А значит, можно надеяться, что Комарин ждут еще большие перемены. 

gladkaya@sb.by

P. S. Автор выражает благодарность в подготовке материала и.о. председателя Комаринского сельского исполкома Валентине Блудчей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter