Местной власти не всегда удается с толком пристроить здания в бывших военных городках

Командный пункт с видом на музей

После распада СССР наследство от Советской Армии нашей стране досталось немалое. Военные городки, ядерные бункеры и шахты, бомбоубежища, склады... За два десятка лет удалось с толком пристроить 60 процентов от количества, переданного в коммунальную собственность. Не без труда. Две трети зданий продаются с аукционов с понижением начальной стоимости на 80 процентов. Или же вовсе за одну базовую величину. Бывают невостребованные и за этот минимум. Между тем Минобороны продолжает избавляться от ненужной недвижимости. Где найти ей новых хозяев? Чтобы экономически стимулировать предпринимателей вовлекать в хозяйственный оборот как бывшие военные здания, так и другие простаивающие без дела, Госкомитет по имуществу подготовил и внес в Правительство проект указа по совершенствованию порядка распоряжения неиспользуемым госимуществом.

Взлетная полоса, засеянная кукурузой.

Брестская область получила в наследство более двух тысяч объектов недвижимости в 88 военных городках. Недавно председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис обратил внимание руководителей районов на необходимость активнее развивать там производства. Это не только новые рабочие места, но и наведение порядка на земле. Посмотреть, как движется дело, отправляюсь в Пружанский район. В советские годы он был едва ли не самым милитаризованным районом страны. Здесь размещалось 35 (!) отдельных воинских частей. От них на земле осталось 613 объектов. В конце минувшего года перестал быть гарнизоном и перешел под юрисдикцию райисполкома военный городок в деревне Новые Засимовичи, где квартировала 181–я боевая вертолетная база.

— Прославленная была. Пять летчиков — Герои Советского Союза, — заместитель председателя Пружанского райисполкома Вячеслав Зубко везет меня по территории, много лет слышавшей гул моторов. 38 гектаров, около сотни пустых строений... Райисполком стал рекламировать обретенное «добро» еще до того, как ушли военные.

В этом здании планируется музей.

Вячеслав Зубко уже знает будущее многих зданий:

— Тренажерный зал сдали в аренду под ремонт автомобилей. Пожарное депо, офицерская столовая и склад переданы минской фирме, которая организует здесь цех нетканых материалов. Здания в части, где стояли беспилотники, перейдут белорусско–польской фирме. Автобаза передана предприятию под производство удобрений.

Там, где еще недавно была взлетная полоса, растет кукуруза. Поле и 19 строений райисполком отдал местному хозяйству ОАО «Шени–Агропродукт».

Предприятие «Пружаны Авиахимсервис» получило ангар. Будет там ремонтировать свою технику, а еще — катать на вертолетах туристов. И правда, грешно допускать полную тишину над этой территорией.


Вячеслав Зубко показывает мне обшитое сайдингом здание по соседству с ангаром:

— Это командный пункт. Здесь создадим музей авиации.

Правда, в Пружанском райисполкоме не уверены, что удастся пристроить все пустые здания. Казарма не продается. Подстанции не хотят брать. Насосная никому не нужна. А еще проблема возникла со зданиями бывшего химбата. Вячеслав Зубко не скрывает, что инвесторы сейчас вне зоны доступа:

— Намеревались собирать здесь автопогрузчики. Но процесс не пошел. Через суд мы пытаемся забрать здания, чтобы найти новых клиентов. Но пока со старыми не можем связаться.


В Новых Засимовичах сегодня 2,5 тысячи жителей. Официально безработных — меньше двух десятков. Люди ездят в Пружаны, до райцентра 8 километров. Будет работа на месте, вернется жизнь и в бывшие военные строения. А в деревне, где живут семьи вышедших в отставку вертолетчиков, она продолжается. Недавно построен православный храм в честь иконы Богородицы «Нечаянная радость». Настоятель Сергей Сысолятин 17 лет отслужил на вертолетной базе. А еще интересно, что основные деньги на строительство храма пожертвовал неизвестный меценат из России.

КОМПЕТЕНТНО

Надежда Стельцова, начальник управления фонда «Брестоблимущество»:

— В Брестской области не используются только 6 процентов от общего количества переданных военными в коммунальную собственность объектов. Около 700 ликвидированы. Почти 60 законсервированы, в основном в Бресте. Горисполком ищет инвесторов для строительства там значимых для города объектов.

Андрей Семенов, начальник управления по распоряжению имуществом республиканской собственности Госкомимущества:

— Предусмотрены различные способы вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот: продажа, безвозмездная передача под инвестпроект или создание рабочих мест, сдача в аренду, выкуп арендованного имущества без аукциона. Сносу бывших военных объектов препятствует недостаток средств у балансодержателей на их ликвидацию. Вовлечению в оборот — неудовлетворительное техническое состояние, расположение вдали от населенных пунктов и дорог. Отсутствие инженерных сетей, подъездных путей не позволяет организовать здесь производство. Порой стоимость перепрофилирования зданий сопоставима со строительством новых. Снос защищенных командных пунктов, заглубленных сооружений, казематов, которые не могут быть использованы сейчас, нецелесообразен. Их можно законсервировать. В будущем может появиться возможность их использования.

КСТАТИ

В Брестской области бывшие военные строения задействованы под деревообработку, производство окон, выращивание вешенок и шампиньонов, разведение калифорнийских червей. Урочище Черный лес под Малоритой, где на боевом дежурстве стояли баллистические ракеты, стало страйкбольным полигоном. Штаб воинской части учебного отряда ВМФ СССР и Дом офицеров в Пинске вернули католической общине, сегодня там духовная семинария. В Столинском районе в бывших военных зданиях разместятся библиотека и Дом детского творчества, в Барановичах — детский сад и жилье. А вот запасной пункт управления войск западного направления — узел связи «Рубрика» в Каменецком районе — пока простаивает без дела, однако фортификационное сооружение сохранилось благодаря надежной охране МЧС («Суперсвязь молчит», «СБ» за 15.02.2013 г.). Варианты его использования можно позаимствовать в других странах. К примеру, в московском «Бункере–42» на Таганке организуют экскурсии, выставки, презентации. В крымском городке Балаклава бывший подземный завод по ремонту подводных лодок превратили в музей фортификационных сооружений. В Швейцарии один из бункеров перестроили под гостиницу, другой — в гигантский сейф для хранения произведений искусства и важных документов.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter