
В авиации как нигде руководствуются принципом «делай как я». Яркий пример тому — командующий военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Андрей Лукьянович, военный летчик-снайпер, на личном примере задает тон подчиненным.

Командирские полеты — это своеобразный мастер-класс. В небо поднимаются только высококлассные летчики. Во время полетов проверяются все умения: от базовой техники управления и боевых приемов до особых навыков из арсенала летчиков. За полетами следят молодые пилоты, перенимая бесценный опыт старших товарищей.
— Сегодня на нашей авиационной базе своего рода праздник. Начинаем первые полеты в 2025 году. Погода соответствует, настроение боевое, — с улыбкой ввел в курс дела командир воинской части военный летчик-снайпер полковник Александр Беляев. — В чем особенность сегодняшних полетов? Ну, во-первых, эти полеты — образцово-показательные в плане их проведения и организации. Участвует только руководящий летный состав. На разведку погоды, например, я летал лично. Основная задача командирских полетов — это проверка руководящего состава по видам летной подготовки, его летно-методических навыков, а также выработка единой методики обучения молодого летного состава. Несмотря на облачность, полеты проходят в визуальных метеоусловиях. Среди элементов, которые предстоит отработать командирам, — полеты на площадку ограниченных размеров для вертолетов. Самолеты сегодня будут выполнять полеты с одним выключенным двигателем. Это наиболее сложный вид полета. Также запланированы полеты по маршруту и на предельно малых высотах.

Особое удовольствие журналистскому десанту доставляет наблюдать, как в небо поднимается величественный Ил-76МД. Автор статьи сам не раз был в числе пассажиров этого воздушного корабля.«Илюша» — так ласково называют авиаторы гигантский самолет — гордость не только авиабазы, но и всех военно-воздушных сил. Он может транспортировать практически всю технику, которая стоит на вооружении наших сил специальных операций. При этом самолет способен десантировать личный состав, грузы и боевую технику. У «голубых беретов» особые отношения с тяжеловесом. Настоящим десантником считается лишь тот военнослужащий, который совершил прыжок именно из военно-транспортного самолета Ил-76МД.

Загудели двигатели, завращались лопасти. Вертолет Ми-35М выруливает на взлетную полосу. Он быстро прижился в авиационной семье базы. По технике пилотирования Ми-35М схож с Ми-24, может развивать скорость до 305 км/ч. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Винтокрылой машиной управляет один из опытнейших летчиков базы — командир вертолетной эскадрильи подполковник Сергей Кашков. Свою службу Сергей Васильевич начинал еще на 181‑й боевой вертолетной базе. Тогда эта легендарная вертолетная часть дислоцировалась в поселке Засимовичи Пружанского района. Уже на земле офицер кратко прокомментировал свою работу:
— Выполнил полеты на сложный пилотаж, на площадку с самостоятельным подбором с воздуха и имитацию отказа двигателя. Для того чтобы выполнять полеты на самостоятельный подбор площадки с воздуха, нужно иметь не менее 100 часов в качестве командира экипажа. С задачей справился. В дальнейшем интенсивность полетов будет только наращиваться. Впереди нас ждут тренировки с молодым летным составом.

Следующим в небо отправился вертолет Ми-8МТВ-5. География использования Ми-8 — практически вся планета. Ми-8МТВ-5 — глубокая модернизация или, скорее, эволюция легендарной «милевской восьмерки», которая в силу своей уникальности стала самым массовым вертолетом в истории авиации. С этим утверждением согласен и командир вертолетной эскадрильи подполковник Дмитрий Жебрев. Офицер принимал участие во всех крупных учениях последних лет, неоднократно становился победителем и призером международного конкурса летных экипажей «Авиадартс».
— Ми-8МТВ-5 — одна из самых продвинутых и высокотехнологичных машин в мировой авиации. Надежный и проверенный временем вертолет по праву считается лучшим в своем классе, — рассказал Дмитрий Жебрев. — Сегодня отрабатывали поисково-спасательное обеспечение, посадку на площадку ограниченных размеров вне аэродрома, эвакуацию экипажа, терпящего бедствие. Во время выполнения эвакуации мы должны как можно быстрее найти объект поиска, эвакуировать пострадавших, оказать им медицинскую помощь на борту и доставить в ближайшее медучреждение или на аэродром. Подобные тренировки у нас проходят регулярно.

А вот на взлетную полосу вырулил пассажирский Ту-134А-3. Самолет на старте. Получив разрешение на взлет, летчик выводит двигатели на максимум. Самолет начинает разбег. Отрыв! «Свисток» (такое прозвище он получил из-за звука двигателей) стремительно взмывает в небо.
Следом за ним устремляется и Ан-26 — легкий военно-транспортный самолет, способный перебрасывать войска и технику на средние дистанции, исключительно надежная и неприхотливая в эксплуатации машина. Ан-26 имеет заслуженную репутацию «вездехода», с успехом работая даже с грунтовых аэродромов. Самолету пришлось воевать в Афганистане, где он выполнял множественные задачи: перевозку личного состава, снабжение войск, доставку почты и раненых.
— Особенностью данной летной смены для экипажа самолета Ан-26 стала посадка на взлетно-посадочную полосу ограниченных размеров: как по длине, так и по ширине, — поведал командир авиационной эскадрильи подполковник Станислав Гвоздь. — Подобные тренировки позволяют выполнять посадку самолета на аэродромные участки дорог, а также на грунтовые и короткие полосы. Мастерство военных летчиков нашей авиационной базы постоянно проверяется. Ведь список задач, стоящих перед воинской частью, чрезвычайно обширен. Это перевозка высших должностных лиц государства и Министерства обороны, боевое дежурство по противовоздушной обороне государственной границы страны в воздушном пространстве, дежурство по поисково-спасательному обеспечению, перевозка и десантирование личного состава и техники, полеты по международным воздушным линиям, а также другие специальные задачи.

Затишье на военном аэродроме в Мачулищах наступит лишь к выходным. С началом новой недели самолеты и вертолеты вновь разбудят округу ревом двигателей, а летчики в очередной раз устремят свои боевые машины в небо.
Олег НЕКАЛО — специально для «СГ»
Фото автора