Помощник Президента по национальной безопасности рассказал о вкладе Группы «А» КГБ в борьбу с терроризмом

Команда с ударением на «А»

Разговор об «Альфе» на фоне юбилея 

Это произошло ровно 30 лет назад. Приказ председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР от 3 марта 1990 года гласил: ввести в структуру Группы «А» 7-го управления группу № 11 с дислокацией в Минске со штатной численностью 45 человек. В ряды первых белорусских альфовцев после жесткого отбора вступили лучшие сотрудники органов госбезопасности. В их числе были офицеры из нештатной оперативно-боевой группы «Набат» при КГБ БССР, предназначенной для локализации терактов на авиатранспорте. 


За плечами у альфовцев КГБ Республики Беларусь блестящие операции по задержанию террористов, агентов иностранных спецслужб, борьба с оргпреступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, коррупцией. А благодаря многочисленным успехам команд и сотрудников Группы «А» на международных состязаниях снайперов, бойцов-рукопашников, многоборцев спецподразделений «Альфу» по праву называют визитной карточкой Комитета госбезопасности и одним из символов белорусской государственности.

Современный облик «Альфы», важное место альфовцев в боевом строю спецназовцев Беларуси — эти и другие аспекты мы решили затронуть накануне юбилея Группы «А» КГБ в беседе с помощником Президента по национальной безопасности, руководителем межведомственного Совета специальных подразделений Виктором Лукашенко. 


— Виктор Александрович, расхожим стало сравнение Группы «А» с тонким скальпелем в руках искусного хирурга. Такая аналогия вполне объяснима, ведь именно «Альфе» отведена роль острого и точного инструмента, призванного оперативно и бесшумно избавить общество от малейших зачатков опасных болезней — терроризма, экстремизма, коррупции. Тем не менее Группа «А» — воинское формирование, весомый аргумент государства в борьбе с преступностью. С каким видом боевого оружия вы бы сравнили команду антитеррора КГБ?

— Я бы, наверное, сравнил нашу «Альфу» с разными образцами вооружений — от самых, как вы говорите, хирургически точных, «деликатных» до... мощной артиллерии. В зависимости от обстоятельств и от ситуации альфовцы могут все и готовы ко всему. Начиная от ведения боевых действий и заканчивая сложнейшими секретными операциями. Группа «А» способна выполнять задачи в любых условиях: в лесу, на болотах, на городских улицах, в высотных зданиях. Знаю об этом не понаслышке. Постоянно общаюсь с альфовцами, решаю с ними актуальные задачи на встречах межведомственного Совета специальных подразделений. Вижу, как они выступают на белорусских и международных соревнованиях среди высокопрофессиональных подразделений. И наши там одни из лучших! Поэтому с уверенностью могу назвать альфовцев универсальными солдатами, которым по плечу решение любых задач, как бы ни пафосно это звучало. 

— Три десятилетия истории спецпод­разделения КГБ позади... В том числе лихие 90-е. От некоторых ветеранов-спецназовцев мне доводилось слышать, что, мол, сейчас служба в «Альфе», да и в других спецподразделениях, стала менее напряженной. А вы согласны с таким мнением? 

— В разные исторические периоды решаются разные задачи. В лихие 90-е была своя специфика спецназовской работы, основанная на физическом воздействии на особо опасных, дерзких преступников. Имели место полувойсковые операции. Однако в наши дни и преступники, и террористы, и так называемые неблагонадежные элементы стали намного умнее и действуют гораздо тоньше. А сотрудникам, чтобы их победить, нужно быть еще умнее и действовать еще тоньше. Поэтому сравнивать степень напряженности службы альфовцев в разные годы, наверное, не совсем корректно. Возможно, сейчас работа спецназовца напряженнее в плане умственных нагрузок. В современных условиях очень важно не просто бегать с пистолетом и хорошо стрелять (хотя и это боец спецназа делает на самом высоком уровне), а быстро соображать и принимать правильные решения. Ведь спецподразделение, как вы отметили в начале беседы, это скальпель, который, если надо, отрежет и надрежет. Не зря ведь альфовцев называют хирургами антитеррора! 

Группа «А» участвует в широком спектре контртеррористических мероприятий. Это и обеспечение безопасности серьезных общественных мероприятий (к примеру, празднования Дня Независимости или II Европейских игр), и охранные мероприятия в отношении Главы государства. Есть и более специфические примеры работы альфовцев, но здесь я по понятным причинам не буду углубляться в подробности. Однако Группа «А» регулярно выполняет сложные задачи в сфере борьбы с преступностью. И если мы не слышим о проводимых «Альфой» спецоперациях, это не значит, что их нет. Просто они не афишируются.


— Виктор Александрович, как вы полагаете, на каком этапе своего развития сейчас находится Группа «А» КГБ? В какую сторону необходимо прогрессировать спецподразделению? Либо стоит остановиться на достигнутом? Ведь достигли альфовцы за 30 лет очень многого...

— Мне кажется, что когда подразделение скажет, что всего достигло, и на этом уровне будет держаться, то оно начнет в профессиональном смысле умирать. Всегда важно учиться и развиваться. Разумеется, этап становления Группы «А» КГБ прошел. Видимо, преодолен и какой-то этап развития, наработки своего стиля, определения решаемых задач. Но все равно есть свои нюансы. К примеру, как показывает международный опыт, в наше время актуальны боевые действия ночью. Если раньше столкновения проходили днем, то сейчас перемещаются под покров тьмы. А ведь этот новый вызов времени влечет целый пласт подготовки — от тактической до психологической. Поэтому всегда есть к чему стремиться. И если подразделение развивается — значит, живет, ставит перед собой новые цели и достигает их. 

— Вы возглавляете межведомственный Совет специальных подразделений. Знаю, что эта структура вносит весомый вклад в оснащение наших элитных отрядов по самым современным мировым стандартам. В спецподразделения регулярно поступает новая техника, оружие, спецсредства, экипировка. Виктор Александрович, если не секрет, готовится ли для альфовцев что-то новое из этого ряда — например, как подарок к юбилею спецподразделения?

— Пусть подарок будет сюрпризом! А что касается роли межведомственного Cовета, то прежде всего это совещательный, консультационный, объединительный орган. Мы собираемся с руководителями спецподразделений, решаем насущные задачи из числа тех, которые нельзя или нецелесообразно решать в рамках отдельного ведомства. Такие, например, как закупка вооружений. Если каждый руководитель по своей линии будет новинки закупать, то выйдет в полтора-два раза дороже. Не надо забывать и об унификации, ведь очень важна взаимозаменяемость спецназовцев. Стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник мог использовать вооружение или оборудование, которое используют коллеги. Поэтому цель межведомственного совета — собраться в «большой клуб», обсудить, в частности, вопросы снаряжения, вооружения и подготовки на принципах, направленных на совместные действия. 


— В продолжение темы пополнения арсеналов спецподразделений... Посещая спецназовские соревнования и крупные милитари-салоны, на которых выставляются новинки вооружений и техники, вы задаете вопросы конструкторам, подробно знакомитесь с новыми образцами. В том числе с разработками предприятий белорусского Госкомвоенпрома. Внедряются ли они потом в спецназовскую сферу?

— Вся новая продукция нашего Госкомвоенпрома, представляющая интерес для спецназовцев, проходит тестирование в специальных подразделениях. И однозначно в самой Группе «А». Речь о приборах ночного видения, коллиматорных прицелах и многом другом. И многое из этого после доработок затем находит применение в спецпод­разделениях. Отмечу такую особенность: наши элитные подразделения (и кстати, Группа «А» особенно) в хорошем смысле очень капризные в этом плане. И уж если они что-то весьма придирчиво апробировали, одобрили, то, поверьте, это можно использовать. Везде. И в других спецподразделениях, и продавать спокойно за границу. И этот продукт будет очень востребован и зарекомендует себя очень хорошо.

— Работу Группы «А» КГБ вряд ли можно рассматривать вне контекста взаимодействия с братьями по оружию из спецподразделений Госпогранкомитета, МВД, внутренних войск, сил специальных операций Вооруженных Сил. На каком уровне сейчас находится такого рода сотрудничество в интересах национальной безопасности? Удалось ли уйти от имевшей место в прошлом ведомственной конкуренции, а порой, чего греха таить, и соперничества?

— Считаю одной из основных заслуг межведомственного Совета специальных подразделений именно то, что мы ушли от ненужной конкуренции и пришли к очень тесному взаимодействию. Естественно, конкуренция есть, и она все-таки должна быть. Но чтобы «воевать», не дай бог, между собой или как-то неконструктивно соперничать — такого нет. Здесь все зависит от командиров. А они между собой отлично ладят. Некоторые друг с другом раньше служили. Некоторые у кого-то в подчинении были. Уж насколько земля круглая, мы можем увидеть на примере руководителей наших специальных подразделений. Они очень хорошо общаются, с полуслова друг друга понимают и говорят на одном языке профессионалов. И когда обсуждаются те или иные серьезные мероприятия, очень хорошо виден уровень взаимодействия. Он, могу с уверенностью сказать, достаточно высокий. Конечно, есть еще трудности. После мероприятий мы вместе их обсуждаем и намечаем пути устранения выявленных проблем. 


— Кстати, о командирах... Нынешний начальник Группы «А» возглавляет спецподразделение Комитета госбезопасности с 2013 года. Это один из самых многолетних руководителей белорусской «Альфы». Интересно ваше мнение о его деятельности на столь ответственном посту. 

— Если брать в целом, то сами по себе командиры спецподразделений, в том числе руководитель Группы «А», обыкновенные люди. Но, естественно, на вооружении руководителя спецподразделения должны быть и опыт, и мудрость, и профессиональные навыки, отточенные годами. А еще задатки психолога, учителя. Ведь он отец своим бойцам, и это не солдаты, а офицеры и прапорщики. Поэтому командир должен быть в своем роде уникальной личностью. Эта уникальность и заключается в том, что он и простой, и в то же время профессионал большой. 

Начальника Группы «А» я очень хорошо знаю. Я служил с ним в ­ОСАМе, знаю, что Сергей Евгеньевич начал свой спецназовский путь разведчиком в 5-й бригаде специального назначения. Это человек целеустремленный, о таких говорят: сам себя создал. Любит совершенствоваться, учиться, у него всегда была своя цель — достичь нужного результата, и он спокойно к ней шел, а потом достигал. Поэтому то, что он является командиром такого подразделения, как Группа «А», чисто его заслуга. 

— Что, Виктор Александрович, пожелаете командиру, его подчиненным, ветеранам белорусской «Альфы», семьям сотрудников Группы «А» в связи с празднованием ее 30-летия? 

— Прежде всего хотел бы пожелать, чтобы ребята были здоровы, удачливы, получали удовольствие от службы. Были всегда преданы своему народу и своему долгу. Чтобы дети, жены альфовцев с пониманием относились к их службе, и гордились мужьями, отцами, и были уверены, что любимый человек всегда вернется домой целым и невредимым. И еще пожелание: пусть бы поменьше у них было тревожных выездов и вылетов. А если и будут, то всегда завершаются успешно.


ОФИЦЕРЫ

На различных этапах белорусскую «Альфу» возглавляли Александр Михайлович Лопанов (с марта 1990 по декабрь 1991 г.), Юрий Федорович Бородич (с января 1992 по апрель 1995 г.), Владимир Викторович Гришанов (с мая 1995 по апрель 2004 г.), Николай Алексеевич Ивинский (с мая 2004 по ноябрь 2009 г.), Олег Анатольевич Чернышев (с ноября 2009 по июль 2013 г.).

СПЕЦИФИКА

Один из приоритетов боевой подготовки сотрудников Группы «А» КГБ Беларуси — тактико-специальная подготовка. Она включает в себя тактики действий в зданиях и сооружениях, на авиационном и железнодорожном транспорте, ведения боя на различной местности, задержания подозреваемых в преступлениях, обеспечения безопасности охраняемых лиц. 

В ежедневном расписании сотрудников белорусской «Альфы» также значатся следующие виды подготовки: огневая, снайперская, специальная физическая (в том числе рукопашный бой), специальная инженерная, верхолазная, водолазная, водительская (управление различными видами транспорта, в условиях повышенной сложности, под огнем противника и т.д.), воздушно-десантная (в частности, парашютное и беспарашютное десантирование с применением каната, альпинистского снаряжения), психологическая, военно-медицинская.

ЛЕТОПИСЬ

После распада СCCР белорусское подразделение советской «Альфы» перешло под юрисдикцию Верховного Совета Республики Беларусь. В 1992 году подразделение вошло в структуру центрального аппарата спецслужбы Беларуси. 

С 1992 по 1994 год ее сотрудники регулярно привлекались к обеспечению физической защиты и безопасности руководства страны и членов зарубежных делегаций. С июля по октябрь 1994 года офицеры подразделения обеспечивали личную безопасность первого Президента Беларуси. В октябре 1994 — начале 1995 года при формировании Службы Безопасности Президента 12 сотрудников «Альфы» составили костяк ее руководящего и инструкторского звена. 

spetsnaz@sb.by 

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и Группы «А» КГБ.

Редакция «СБ. Беларусь сегодня» присоединяется к многочисленным поздравлениям ветеранов и действующих сотрудников Группы «А» КГБ в связи с 30-летием антитеррористического спецподразделения. Желаем бойцам дальнейших успехов в деле обеспечения национальной безопасности, надежного семейного тыла, поистине богатырского здоровья! 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter