Запрет на ввоз скоропортящихся товаров из Европы в Россию вынуждает перевозчиков возвращать товары поставщикам

Команда на разворот

Вопреки ожиданиям, после того как Россия фактически ввела эмбарго на ввоз мясной, рыбной, молочной и плодоовощной продукции из Евросоюза, очередей из фур с рефрижераторами на белорусской границе не возникло. Наоборот, грузопоток немного снизился, что видно даже невооруженным глазом. Впрочем, это не означает, что у наших, российских и европейских перевозчиков не возникло проблем.

 

В международном пункте пропуска "Козловичи" под Брестом в сутки могут оформить до 2.000 грузовиков в обоих направлениях. Сколько их проходит сейчас и есть ли изменения по сравнению с прошлым месяцем, в Брестской таможне не комментируют, равно как и статистику оформленных грузовиков со скоропортящимися продуктами из ЕС. Впрочем, ситуацию на сей день нетрудно представить. В течение часа, который я провел в "Козловичах", границу прошло не более 40 машин. То есть можно предположить: за 24 часа - около 1.000. Вот только машин с рефрижераторами за это время я насчитал не более 20, причем в нескольких везли косметику или медикаменты.

 

В тех автомобилях, которые шли в Россию, запрещенной продукции уже не было. Гжегош Поличинский, водитель польской фирмы "Дартимекс", возил в Россию фрукты, овощи и мясомолпромовские товары 13 лет:

 

- Я узнал о запрете по радио и сейчас везу только мороженый картофель-фри. Хуже ребятам из моей фирмы. Они довезли продукты уже до Смоленска. Их развернули и они вернулись назад. В Беларуси мы товар не продаем. Руководство предпочитает вернуть продукцию на склад к поставщику.

 

Очевидно, что экономический удар по европейской экономике косвенно аукнулся в том числе и российским перевозчикам. Чтобы найти подходящий для продажи товар, "дальнобойщикам" пришлось попотеть. Валерий Прокопчук, перевозчик розничной сети "Магнит", рассказывает:

 

- Я больше недели ездил по Польше с одного на другое место, пока искал, чем бы загрузиться. До запрета возил капусту, картошку, яблоки, а сейчас ничего нельзя. Только фри. А вот моим коллегам, которые загрузились запрещенным товаром, не повезло. Ребята повезли яблоки назад в Бельгию.

 

Москвичи из компании "Экстранс Логистик" везли нектарины из Сербии. Их на российской границе пропустят. Но, как признаются водители, очень много их коллег зависло в странах ЕС. Пока конечная цель - Россия, они с места не сдвинутся, а в Беларуси могут разгрузиться лишь с той целью, чтобы потом, переоформив товар, все равно ехать дальше, на восток. Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков "БАМАП" Николай Верховец комментирует:

 

- Этого, конечно, не будет. Реэкспорт в таком виде - криминал. Какая фирма возьмет на себя ответственность принимать товар из Европы на пару часов для переоформления?

 

Впрочем, и продать в Беларуси запрещенную в России продукцию непросто. По словам Николая Верховца, на это уйдет много времени. Проще вернуть партию назад поставщику, который является владельцем товара, до поставки в конечный пункт. Так что если поляки отгрузили яблоки в Россию, то без ведома владельца сдать их в Беларуси водитель не имеет права. Вот поэтому на границе очередей нет, а товарная брешь, которая образовалась у восточных соседей, у нас, по крайней мере, пока что не заполняется.

 

Отсюда и логичный комментарий от руководства пресс-службы ГТК:

 

- С 7 августа ни одна машина с запрещенными к ввозу в Российскую Федерацию товарами не возвращена на сопредельную сторону без наличия правовых оснований, предусмотренных законодательством Таможенного союза или Республики Беларусь. При администрировании транзитных потоков в Российскую Федерацию через территорию Беларуси белорусские таможенные органы в рамках cоглашений о сотрудничестве в таможенных делах рассматривают отдельные запросы таможенных органов Российской Федерации, в том числе в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию.

 

Тем не менее руководство "БАМАП" выражает беспокойство. По словам Николая Верховца, сегодня и для наших перевозчиков - это практически 300 компаний - закрываются маршруты из Евросоюза в Россию. Впрочем, выход есть. Николай Верховец продолжает:

 

- Если в рамках договоренности с Россией Минсельхозпрод увеличит на фоне сложившейся ситуации поставки в Россию продукцию мясомолпрома и овощей, хотелось бы, чтобы этот объем (тот, который мы потеряем в Евросоюзе) попал в руки белорусского международного перевозчика. Тогда люди не останутся без работы. Эти действия мы планируем с Минсельхозпродом согласовать.

 

 Alexbresta@gmail.com

 

Кстати

 

На международном пункте пропуска "Брузги" в 20 километрах от Гродно вчера была обычная рабочая обстановка. При выезде в направлении Польши стояло в очереди всего 10 - 12 легковых автомобилей и почти 30 грузовых машин. Большинство фур двигалось за границу порожняком, о чем указывали не только полураскрытые двери кузова, но и надпись на лобовом стекле.

 

По ту сторону пункта пропуска, при въезде в Беларусь, картина мало чем отличалась. На грузовой стоянке терминала "Брузги" дожидались планового досмотра около 60 грузовых фур. Сергей Курочка, водитель из Скиделя, уже не первый год совершает рейсы из Минска в Варшаву. Через этот пункт пропуска ездит постоянно, потому что не приходится долго стоять в очереди.

 

У Дмитрия грузовой рефрижератор хотя и с польскими номерами, но он белорусский водитель. Многотонная машина у него под завязку была заполнена бутылками с пивом. Везет товар, как привычно, в Россию. На вопрос, чем заполнит фуру в следующий рейс, даже не задумывался. Он уверен, что без работы не будет.

 

Сергей Кишкевич - еще один белорусский перевозчик между странами Евросоюза и Россией. В короткое время между прохождением таможенного досмотра он отдыхал на стоянке. Уже не один год возит в Московскую область помидоры и яблоки. Впервые на этот раз заказа не последовало, поэтому вынужден доставить в Россию различный ширпотреб. "Это, на мой взгляд, временная мера, продукты мы как возили, так и будем возить, так ведь выгодно всем", - сказал водитель.

 

iosif_popko@mail.ru

 

Советская Белоруссия №153 (24534). Четверг, 14 Августа 2014. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter