Команда молодости нашей

До начала зимней Олимпиады в Турине остается десять дней, но уже есть первые победители

До начала зимней Олимпиады в Турине остается десять дней, но уже есть первые победители

Не одному мне в эти неожиданно выпавшие морозные дни вспоминаются сугробы детства. Какие стояли зимы! Мы только и ждали, когда температура опустится как можно ниже и отменят занятия в школе. И тогда… Свобода! Гоняли самодельными клюшками шайбу на коньках или просто в валенках. Удивительно было бы пропустить вечерний каток при двадцати пяти или двадцати восьми градусах мороза.

Болели редко, хотя о витаминах ничего и не слышали. Да и питались кое-как. В заводском районе Бобруйска мало кто жил в достатке. Это сегодня, сидя в кабинете, понимаю, что никакие витамины и лекарства не заменят движений на свежем воздухе. Понимаю и радуюсь, что вместе с друзьями детства не пропустил своей Олимпиады молодости, на которой мы были активными участниками, а не замерзающими болельщиками.

Искренне радуюсь тому, что вновь на наших улицах все больше мальчишек и девчонок со спортивными сумками. Это у взрослых находится время спорить о том, прав ли наш Президент, отдавая распоряжения возводить спортивные дворцы и горно-лыжные курорты. А они, эти подростки, просто спешат туда за бесценным эликсиром здоровья, смолоду закаляя и дух, и тело.

Мы не только благополучно переносили те морозные зимы. Всякое случалось и летом. Помню, как однажды не уходили с футбольного поля под проливным и достаточно холодным дождем. Дома мои родители, оба профессиональные медики, устроили консилиум.

— Надо дать ему глоток спирта, — убеждала мать, — иначе воспаления не миновать.

— Обойдется чаем с медом, — не соглашался отец, — понаблюдаем…

А что было наблюдать, если назавтра мне уже предстояло ехать на юношеский турнир в столицу… Выспался и поехал.

Посмотрите, как много мужчин и даже женщин собирается у телевизора, когда начинаются Олимпийские игры. Так будет и сейчас, когда на старт в Турине вместе с другими сильнейшими атлетами мира выйдет наша белорусская дружина. Будем болеть, сопереживать. Не все, конечно. А те из нас, кто в юные годы приобщился к спорту. И нас таких много! Почему? Говорят, что не забывается первая любовь. Наверное, так. А уж точно никуда и никогда не исчезают дух соперничества, радость побед и горечь поражений у тех, кто в свое время выходил на старт в составе сборных команд школы, района… Такое – на всю жизнь. Есть в этом некое таинство, которое, вселившись в тебя однажды, ведет дальше и дальше. Потому и во время Олимпиады в Турине мы будем чувствовать себя победителями.

Знаю, что и сегодня у моих приятелей по команде молодости на дачах есть скромные баскетбольные щиты с кольцами. Есть и еще одно странное хобби. Бывает, выезжаем вместе на рыбалку. Когда на озере штиль и нет клева, выстраиваем свои резиновые лодки в один ряд и по команде отправляемся наперегонки. И пусть кое-кто на берегу, глядя на такую картину, поворачивает пальцем у виска. Мы – на своей Олимпиаде, и, как и раньше, хочется на финише быть первым. Такова сила тех дней. Сам я могу позабыть имена и фамилии многих из тех, с кем где-то и когда-то пересекался, но первых своих футбольных тренеров Михлина и Штейнбука назову и спросонку.

То, что сегодня делается в стране по приобщению (в первую очередь молодежи) к спорту, невозможно переоценить. Говорю об этом не потому, чтобы сделать дежурный реверанс властям и лично Александру Лукашенко, задающему тон в этой работе. То, что наши дети и внуки все больше берут в руки клюшки и мячи, а не рюмки и сигареты и постигают то самое таинство соперничества на турнирах типа «Золотой шайбы», обязательно скажется на здоровье нации. Не в одночасье. Но ведь и живем не одним днем.

Вновь окунаюсь в воспоминания… Разумеется, и тогда не все из нас активно занимались спортом. Вокруг футбольного поля вояжировали группки подвыпивших, развязных подростков. С нами они предпочитали не связываться. Боялись отпора. Но в нашем блатном районе от них доставалось многим. Все они пересидели, и не по разу, в исправительно-трудовых лагерях, но так и не исправились. Теперь, спустя годы, думая и вспоминая о них, прихожу к мысли, что перевоспитать их могли только спорт, занятия физкультурой. Но они ушли в мир иной «романтики». И поплатились. Многие из тех моих сверстников не доживали даже до тридцати лет, редко кто доживал до сорока. И никто (вдумайтесь только!) не достигал пятидесяти. Гибли в драках, умирали в тюрьмах. А ведь многие были когда-то, в сущности, неплохими ребятами. Искренне жаль, что в свое время никто (прежде всего родители и школа) не привлек их на Олимпиаду здоровья, и они выбрали другие «игры». Игры, где не бывает победителей. Одни побежденные.

Как важно сегодня глянуть сквозь такую призму на каждого (каждого!) из наших подростков! И только мы, взрослые, можем стать для них такими тренерами, наставниками. Вернее, те из нас, кто на своем (или чужом) опыте убедился, что спорт не просто великий лекарь тела, а чудодейственный целитель духа. Спорт – модель нашей земной жизни, в которой чередуются победы и поражения, падения и взлеты, но не уходит желание победить. Победить себя, свои проблемы…

Сегодня многое в этом направлении делается в стране министерствами образования и спорта, профсоюзами. Но сделать предстоит несравнимо больше! Только бы не остановиться на полпути…

Вместо эпилога

По-разному сложилась жизнь. Мы не стали великими, знаменитыми. Кто-то работает редактором, кто-то преподает в школе. Некоторые из нашей команды трудятся на заводах, железной дороге… Но главную свою Олимпиаду – Олимпиаду молодости – мы не пропустили. Мы ее выиграли.

И потому есть что вспомнить…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter