Колющий опыт бытия

Одному из малышей было четыре, и все у него получилось правильно. По-иному вышло с полуторагодовалым. Умей он разговаривать, то, пожалуй, смог бы конкретно выразить основные эмоции. Высказать маленькой елочке немаленькие претензии.

Мол, что ж ты, лесная красавица, на мою доверительность отвечаешь такой черной неблагодарностью. Я к тебе со всей душой, с открытым сердцем, а ты, коварная, на возможное поглаживание колючие иголки мобилизовала. И вместо взаимной радости — моя физическая боль. Мои непредвиденные слезки. Да еще в такой праздничной обстановке, когда все вокруг больше открыты давно ожидаемому веселью, чем моим незапланированным огорчениям.

Всего этого, разумеется, малыш не сказал. Просто на протяжении предновогоднего вечера больше не подошел к коварной елочке. Хотя она так назойливо и кокетливо соблазняла его своим сверкающим игрушечным нарядом.

Первый жизненный опыт в общем виде был получен. Детали же впоследствии будут постоянно уточняться. И не только в елочном варианте. Ведь еще долгое время практически каждую минуту все будет начинаться с чистого листа. Под уточняющий аккомпанемент непреложного «почему»? Этого главного и великого вопроса жизни. Только потом уже, логично уступив ему место, идут все эти «как, что, когда, где, зачем?» Особенно в период понимания того, что опыт — сама жизнь в ее повседневных отношениях со средой. И чем они осмысленнее, прочнее, тем легче самоопределиться с ориентиром.

Да, конечно, не всегда и не совсем комфортно, что изо дня в день учиться приходится на ошибках. «Укалываться», как уже упомянутый малыш у елочки. Но что поделаешь, коль навык иногда, как припоздавший врач, приходящий после болезни.

Только как бы там ни было, опыт постепенно не только накапливается. Он, что еще важнее, созревает. Что-то меняет и в поведении, и в характере.

Кому-то для необходимых выводов одной шишки достаточно. Кто-то побольше их набьет. Вопрос интеллекта, смекалки, дистанции… И каждый заинтересован в ее сокращении. Не зря ведь в годы, именуемые как «доперестроечные», так популярно было наставничество. Прямо скажем, несмотря на чью-то вполне предсказуемую иронию, далеко не самый худший метод. В одинаковой мере разделивший в себе и человеческую душевность, и практический подход к делу. На сплаве опыта и молодости рождалось немало хорошего. Того, что давало позитивный итог. Вырабатывало правильные представления о жизни. Ведь опыт — он везде опыт. На стройке, механизированном дворе, ферме, школьной учительской…

То, о чем речь, всегда в одинаковой степени актуально. «Мы рождены» — своего рода пассивный залог. Кто у нас спрашивал, кто с нами советовался по поводу нашего появления на свет…

А вот что дальше? Дальше и методом тыка тоже, как мальчик у новогодней елки. Спотыкаемся, натыкаемся, сколь­зим… Но все же при этом делаем выводы. Разве не заметил поэт: «Опыт — сын ошибок трудных». Без них никак при выяснении разборок с действительностью.

Бытие ведь не глыба, не монолит. На каждом шагу подробности, детали, частности… И это щадящий режим Создателя. Одно дело расчленять.

Расчленять же между тем надо. Необходимое деяние, поскольку едва ли приходим в мир на все готовое. Иначе откуда импульс к творчеству, нередкое желание делать и поступать по-своему. Дескать, большое спасибо, предки, но и мы ведь не лыком шиты.

Именно в такие моменты начинаешь понимать: опыт — не количество прожитых лет. Он всегда и прежде всего осмысление. Буквально «натыкаемся» на выводы, на маленькие и немаленькие открытия. Когда, как подросший мальчик, с которого и начал разговор, вспомнив ключевые эпизоды, с благодарностью подумаем о каждом из них. Как о важной части бытийного всеобуча. Все было удивительно и ничего не удивляло. Воспринималось, как данность, очередной урок.

И это так по-человечески! Из одного источника никогда не получаешь представления обо всем объеме жизни. И постоянно или время от времени (как у кого) задаешь себе вопросы. А что я вообще здесь делаю? Для чего появился?

Разве не об этом вопрошают уста? Не к этому ли прислушиваются уши? Принюхивается любопытный нос?

В общем, поиск продолжается всю жизнь. Лишь постепенно ты понимаешь: мир объективно не плох и не хорош. Он такой, как есть. Но всегда бесконечно интересен. Полное ощущение его требует максимального познания.

А оно, познание, начинается с первых шагов. Кстати, как и в эпизоде с новогодней елкой. Уверен, на будущий год мальчик уже не уколется. Во-первых, кое-что он уяснил. Во-вторых, подрос.

г.п. Глуск

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter