Колючий ветер

О покупке Россией французского вертолетоносца

Свой новый вертолетоносец французы назвали по имени холодного и сухого ветра, который обдувает юг страны. Сегодня «Мистраль» — это символ перемен. Только нужно разобраться каких. То ли в отношениях между Россией и Западом, военно–политическим воплощением которого является НАТО. То ли перемен в российском ВПК... Ни Советский Союз, ни постсоветская Россия никогда не делали таких крупных закупок у стран Североатлантического альянса. По информации парижских газет, цена одного «Мистраля» может составить от 400 до 600 миллионов евро, а Россия, как пишут, может заказать целых четыре таких судна...


Универсальный десантный корабль «Мистраль» — один из самых современных кораблей этого класса. Под французским флагом уже ходит парочка этих 200–метровых красавцев и строятся еще несколько. Вертолетоносец может разместить на палубе 35 легких вертолетов или 900 десантников. «Такие корабли, как «Мистраль», способны не только высаживать десант, но и поддерживать его с воздуха, — замечает московский военный обозреватель Илья Крамник, — а с добавлением боевых кораблей с ракетным и артиллерийским вооружением «Мистраль» становится ядром экспедиционной ударной группы, способной самостоятельно вести небольшую войну».


На это обстоятельство обратил внимание председатель комитета по евроатлантической интеграции парламента Грузии Давид Дарчиашвили. По его словам, если бы российские ВМФ располагали подобными кораблями, августовскую операцию можно было бы закончить за несколько часов, а не растягивать на дни... Откровенно признаются в своих опасениях и политики в странах Балтии...


Если бы речь шла о сделке между США и Израилем или, допустим, Россией и Индией, то это был бы классический just business. А в случае с Францией и Россией — это уже большая политика.


Для страны НАТО, даже если она очень хочет подзаработать в кризис, непросто решиться на передачу передовых военных технологий соседу, которого не назовешь ни противником, ни союзником. Николя Саркози пришлось долго объясняться с министром обороны США Робертом Гейтсом...


Для россиян покупать вооружения за границей — это как приглашать в Большой театр чужих балерин и нанимать легионеров в хоккейные клубы. Шаг болезненный, хотя, похоже, неизбежный. Разговоры велись давно, но стали публичными только после августовской войны на Кавказе. Первой ласточкой был израильский беспилотник, партию которых Москва уже приобрела. Журнал «Власть» сообщает, что, помимо «Мистраля», сейчас обсуждается вопрос приобретения украинского ракетного крейсера и немецкой подлодки.


«Там, где мы отстали, это надо обязательно делать (закупать оружие. — Прим. И.К.), — считает министр обороны России Анатолий Сердюков. — Пытаться догонять нет смысла». Прозвучавшие после этого слова секретаря Совета безопасности Николая Патрушева о том, что еще рано говорить о покупке французского вертолетоносца, можно было бы расценить как контрвью. Если бы не одна ремарка. «В конце концов, можем и сами построить, — сначала сказал он, а затем добавил: — Если деньги найдем...»


Международные эксперты отмечают, что недавно опубликованная военная доктрина России заметно мягче предыдущей. НАТО по–прежнему основной конкурент, но скорее по инерции. Не считая отдельных небольших государств по периметру границ России, в альянсе никто уже не воспринимает ее как реальную угрозу. И своими действиями на рынке вооружений она только утверждает западных политиков в этой мысли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter