Колючие клоны антоновского сада

Почему  на  прилавках  белорусских  магазинов  доминируют  заморские  фрукты  и  соки

Почему  на  прилавках  белорусских  магазинов  доминируют  заморские  фрукты  и  соки

Принятая на 2006—2010 годы государственная программа  по развитию садоводства поставила задачу к 2010 году снизить импорт соков до 3 процентов. Лучше яблочного сока, чем из антоновки белорусских садов, нет нигде  в мире. Именно из антоновского яблока — самого дешевого, экологически чистого и конкурентоспособного на мировом рынке. 

А все-таки где первая родина знаменитой антоновки? В белорусских садах она произрастает чуть больше двух столетий. За неповторимый аромат, удивительную зимостойкость, неприхотливость к плодородию почвы, устойчивость к болезням эта яблоня стала популярной. Ее плоды прекрасны – свежие и моченые, в виде джемов и повидла. А яблочный сок по качеству не имеет аналогов во всем мире. 

Бывший заведующий кафедрой плодоводства Белорусской сельхоз­академии, внук известного на весь мир ученого-биолога академика Н. Вавилова профессор П. Ипатьев (1911–1968), на территории Беларуси выявил 18 клонов антоновки. А вот имя ее первосоздателя до сих пор окутано тайной. Хотя в старых журналах, издаваемых в императорской России, содержатся сведения о том, что  родина антоновки — Курская губерния. А свое название она получила  от имени  хозяина сада – не менее таинственного Антона… 

При закладке крупнейшего в Европе помологического сада плодовых культур на экспериментальной базе  «Руткевичи» Щучинского района в начале 60-х  годов  минувшего столетия использовался   самый «модный» посадочный материал яблони. Через тогдашний Всесоюзный  институт растениеводства в Ленинграде саженцы были доставлены из США, Германии, Франции и других стран. Отмечалось, что это наилучший посадочный материал для белорусского климата да еще способный засыпать республику плодами. 

Сажали помологический сад на площади свыше 40 гектаров под руководством профессора  Г. Рылова (1936–2001).  Здесь было собрано и произрастало более 3000 сортобразцов яблони и 1200 – груши.  В бывшем СССР наша республика вывозила за свои пределы свыше 35000 тонн плодов в год. И на закладку новых садов находили средства. 

И что обнаружилось? В ходе изучения и проведения сравнительной оценки яблонь, выращенных из саженцев, завезенных из США, Германии, Франции, выяснилось, что многие из них вернулись из-за океана и ряда европейских стран на… свою историческую родину. Правда, с иными названиями сортов.  

Ученые предполагали опубликовать на сей счет сенсационные материалы. Однако неожиданная смерть создателя помологического сада Г. Рылова помешала исполнить задуманное. Именно в помологическом саду в течение длительного изучения и проведения сравнительной оценки удалось определить настоящую «родословную», установить их  «восточнославянское происхождение». Не чудеса ли в решете?.. 

К сожалению, сегодня мы не прочь поддержать зарубежного производителя продукции плодоводства. И не парадокс ли, что из страны-экспортера Беларусь превратилась в страну-импортера яблок? 

Снова вернемся к названной выше экспериментальной базе  «Руткевичи» на Гродненщине. В прошлом веке ее научно-производственный комплекс ежегодно реализовывал  более 150000 саженцев плодовых культур. Здесь можно было приобрести для своего сада не только классическую антоновку, но и ее клоны. Да еще за пределы Беларуси экспортировалось большое количество посадочного  материала плодовых и ягодных культур. 

В наших условиях достаточного увлажнения сады на семенных подвоях долговечны. Они используются, как минимум, 50—60 лет и больше. А еще хорошо переносят морозы и засуху. Их не надо орошать. Частый возврат холодов весной избавляет от необходимости вести борьбу с вредителями с помощью ядохимикатов. Продукция получается экологически чистой и дешевой. А для замочки и промышленной переработки плоды антоновки вне всякой конкуренции. 

В районном центре Глубокое в 1994 году на консервном заводе была смонтирована и начала работать мощная немецкая линия для производства сока. Одно только глубокское предприятие ежегодно пропускало 8400 тонн яблок из витебских садов. Производился в основном натуральный яблочный сок. Полученный полуфабрикат для доработки доставлялся в Германию. Напиток из витебских садов реализовывался не только там, но и в других странах Европы и даже планеты. 

Всем такое сотрудничество выгодно. В том числе и нашей стране, потому что продукция плодоводства зарабатывает для казны валюту.  Но в достаточной ли мере? 

В те же 90-е годы прошлого века наша «антошка» больше­грузными автомобилями увозилась в Польшу. Да и в нашей республике хватало перерабатывающих предприятий. А какие прекрасные вина из натурального сока антоновки  выпускали  консервные заводы  Беларуси и Литвы! Ничуть не хуже виноградных. А в чем-то и лучше. 

Вот и теперь время сбора  антоновки и других позднеспелых сортов яблок. Почему же сегодня антоновки в Беларуси не хватает? Оказывается, старые  сады, высаженные еще дедами и прадедами, уже запущены и страшно истощились. Сколько их, заброшенных в бывших колхозных и совхозных угодьях, в «неперспективных» деревнях и на хуторах?!  Десятилетиями за этими деревьями никто не ухаживает. Почва уплотнена и даже заросла бурьяном. Ветви поломаны, стволы  прорезаны глубокими «морщинами». И тем не менее даже в таких  условиях антоновка не вымирает и умудряется плодоносить! Хотя и не настолько, насколько способна по своему потенциалу. Вот и получается: сады есть, а яблок мало… 

Мы прошли на днях по товарным рядам Полоцкого и Смоленского рынков  в Витебске. 

Продукция плодоовощеводства в изобилии. Как на сказочной скатерти-самобранке. А каковы цены? Один килограмм хороших яблок, выращенных на месте, на крестьянских усадьбах и дачных участках горожан, стоит в среднем 500 рублей. Практически стоимость  талончика на проезд в общественном транспорте в одну сторону.  Груши стоят в два раза дороже. 

А теперь заглянем в Туловский сельский магазин потребкооперации. Яблоки от населения принимаются по цене… 80 рублей за килограмм. Даже картофель на рынке за тот же килограмм в десять раз дороже. 

Есть в этом нечто грустное. С одной стороны, хорошо, если яблок много (как  в нынешнем году). И что они дешевые. И что потребкооперация  берет их у населения практически задаром. 

С другой стороны, скоро наступит ноябрь—декабрь. И снова на прилавках будет минимум собственного и максимум «заморского»… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter