Военный аналитик Игорь Чибисов о миграционном кризисе, некорректном поведении стран-соседок и прогнозах на будущее

Колючей проволокой нелегалов не остановить

Беларусь всегда ответственно относилась к выполнению своих обязательств в области борьбы с нелегальной миграцией. Продолжает заниматься этим и сегодня, несмотря на санкционное давление Евросоюза. Какие риски снимают белорусские пограничники для европейских стран и что ожидает ЕС при усилении потока беженцев? Об этом и многом другом беседа с военным аналитиком Игорем Чибисовым.

Фото Рейтер

Что требовала Турция от ЕС


— Миграционный кризис превратился в мировой тренд: ЕС давно столкнулся с этим явлением. В свое время Евросоюзом для решения подобных проблем Турции были выделены значительные средства, но в результате желаемого эффекта достичь не удалось. Игорь Георгиевич, в чем заключается сложность решения вопросов с беженцами?

— Вы правы, еще совсем недавно партнером Европейского союза в решении миграционного вопроса являлась Турецкая Республика. В марте 2016 года ЕС и Анкара согласовали совместный план действий по борьбе с миграционным кризисом, по которому Евросоюз обязался предоставить Турции финансовую помощь и ввести безвизовый режим для турецких граждан. В обмен на эти меры Турция обязывалась разместить часть мигрантов из северной Африки на своей территории и препятствовать проникновению в Европу нелегалов. При этом, несмотря на то что такое сотрудничество привело к определенным положительным результатам, их значимость все же оказалась невелика. Евросоюз и сейчас вынужден рассчитывать в большей степени на свои силы, чем на помощь со стороны Анкары. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно делал заявления, что страна откроет свои границы с Европой для беженцев в случае, если ЕС не предоставит дополнительное финансирование и не ускорит процесс введения безвизового режима. Таким образом, Евросоюз поставил себя в большую зависимость, полагаясь только на союз с Турцией в данном вопросе, тогда как в решении проблемы мигрантов необходима координация действий сразу с несколькими государствами.

— Какие дополнительные шаги могли бы снять напряженность в решении проблемы?

— Несмотря на то что именно через Турцию пролегает основной сухопутный маршрут нелегалов в Евросоюз, она не является единственной страной, способной оказать помощь ЕС в решении проблемы с беженцами. Кстати, среди них самыми многочисленными после граждан Сирии и Ирака являются афганцы и пакистанцы (в 2014—2015 годах их доля от общего числа беженцев составила более 12 %). Чтобы приостановить людской поток из этих стран, Европейскому союзу было бы выгодно договориться с Ираном, через который проходит самый короткий путь по суше из Афганистана и Пакистана в сторону Европы.

Вопросы морали и чести не в чести?

— Беларусь всегда была надежным форпостом на пути нелегалов и контрабанды. Наши расходы на эти цели исчисляются миллионами долларов. Соседи требуют от нас продолжать тратить немалые средства на защиту их геополитических интересов, одновременно поддерживая беспрецедентные санкции против Беларуси. Где здесь логика? 

— К сожалению, некоторые наши страны-соседки никак не могут (или не желают) осознать простые факты. Именно государства ЕС с высоким уровнем развития социальной сферы являются очень привлекательными для иммигрантов — размерами пособий и социальным обеспечением. В большинстве государств соискатели убежища не имеют права работать, ожидая статуса беженца, и получают денежные выплаты. Во-первых, это единовременное пособие (например, в Бельгии оно достигает 800 евро). Во-вторых, ежемесячная выплата. Размер пособия определяется на страновом уровне, а также в зависимости от состава семьи мигранта. Если семья имеет несколько детей, то размер пособия увеличивается на каждого ребенка или на определенное количество членов семьи. В Великобритании на каждого ребенка дополнительно выплачивается 20—30 евро в месяц в зависимости от возраста. Наличие большого числа детей служит стимулирующим фактором миграции в ЕС для некоторых групп людей. В-третьих, это компенсация питания, жилья, образования и прочих социальных благ. Соцвыплаты наиболее значительны во Франции, Великобритании, Швеции, Германии и Бельгии. Если раньше люди, спасаясь от войны и разрухи, бежали куда глаза глядят, то сегодня они устремляются туда, где большие всевозможные пособия. Все это требует от западных властей огромных средств, и вполне естественно, Евросоюз привык, что Беларусь помогает ему экономить, пресекая потоки мигрантов. Мне кажется, здесь встает вопрос больше морально-этического, нежели юридического плана: как так можно поступать с соседями, которые защищают казну Евросоюза от гигантских расходов? Но, похоже, вопросы морали и чести нашими соседями уже не рассматриваются априори.

— Литва сегодня заявляет, что будет строить стену с Беларусью для остановки потока беженцев. Вряд ли это решение можно назвать эффективным. 

— Не являясь самодостаточными во всех смыслах государствами, с неясным политическим и экономическим будущим, отдельные наши соседи выступают своеобразной пограничной прокладкой для пересекающих границу ЕС нелегальных мигрантов. Хочется спросить, а сколько мигрантов ежедневно пересекают границы наших государств-партнеров? Где ознакомиться с этой статистикой? 

Евросоюз совместно с США и силами НАТО превратил части Азии и Африки в горячий регион, из которого хлынули потоки беженцев. А теперь кричат: «Помогите!!! Беларусь не сдерживает мигрантов!» Получается, как говорят в народе, «на воре и шапка горит».

Фото Рейтер

— Какую роль в борьбе с нелегальными явлениями может сыграть Россия, границы которой так же надежно защищает Беларусь, ведь в рамках интеграционных процессов эта проблема является общей для двух союзных государств?

— На мой взгляд, Российская Федерация весьма заинтересована в надежной защите западных рубежей Союзного государства. Это и борьба с нелегальной миграцией, оборотом оружия, наркотрафиком, торговлей людьми. Пример тому — тесное взаимодействие пограничных ведомств двух стран, совместная выработка нормативно-правовой базы по обеспечению обоюдовыгодных интересов на внешних рубежах.

ДАВЛЕНИЕ БЕСПЕРСПЕКТИВНО

— Если ситуация будет развиваться бесконтрольно, Европа в недалеком будущем может оказаться на грани миграционной катастрофы. Какие меры должны быть приняты незамедлительно?

— Что касается активизации нелегальной миграции, то худшие времена для Евросоюза еще впереди. Конфликты в Афганистане, Ираке, Йемене, Ливии не утихают. В других странах, откуда бегут люди, экономического роста не предвидится: сказываются угрозы для безопасности простых граждан, политическая неопределенность и плохая эпидемио­логическая обстановка. Сегодня мы имеем дело с серьезным потенциалом движения мигрантов в Западную Европу, где они надеются начать спокойную жизнь, попав в социально обеспеченную среду. Поэтому ведущим европейским государствам стоит призадуматься: чего они достигнут, пытаясь политически и экономически давить на Беларусь?

tvc.ru

В ТЕМУ 

Сейм Литвы принял документ, где сказано, что перемещение потока нелегальных мигрантов на белорусско-литовской границе является инструментом для дестабилизации внутриполитической ситуации в Литве. Исходя из этого положения, все незаконно прибывшие мигранты будут считаться вероятными активными участниками гибридной атаки.

В этой связи представляется весьма нелогичным, что попытки давления коллективного Запада на Беларусь через санкции не признаются гибридной атакой. А ведь цель у этих ограничительных мер проста — удушить страну. Причем здесь даже известно, какие государства в этом особенно усердствуют. 

Кстати, ранее Вильнюс запросил порядка 40 миллионов долларов на строительство стены на белорусско-литовской границе. Но в ЕС эти траты посчитали несоразмерно большими. И теперь Литва за в восемь раз меньшие средства тянет колючую проволоку на границе. Однако эта сомнительная инициатива воспринимается даже литовскими законодателями с недоумением. Депутат Комитета по национальной безопасности Литвы Довиле Шакалене говорит, что его страна наносит удар по собственному имиджу: нелегальные мигранты, перебираясь через стену, могут пораниться колючей проволокой. В случае повреждений беженцам придется оказать медицинскую помощь, а система здравоохранения Литвы и так сильно перегружена. То есть помощь оказывать не будут?

ДОСЛОВНО

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Мигранты, как вирус, ищут наиболее слабые места. И если в том или ином месте границы произошло какое-то ослабление, по их мнению, они активно начинают двигаться в том направлении. И поток мигрантов только увеличивается. Естественно, Беларусь в условиях санкционной политики больше не несет какой-либо ответственности за реадмиссию мигрантов и за борьбу с этим нелегальным потоком.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter