Колыбельная для мужского голоса

Мужчины, которые любят сладкое, не бывают злыми и жестокими?

У полковника была одна тайная слабость — он любил карамельки. Говорят, что мужчины, которые любят сладкое, не бывают злыми и жестокими. Полковник Саша любил также и горькое — попивал, как все. Эти злополучные карамельки связали реальное и мистическое. Спросите: как? А вот так. Саша умер от инфаркта. Его уже нет в этой жизни. Он есть, был и будет в жизни тех, кто его помнит — жены и дочери. А пока помнят, он будет все время присутствовать на сцене, слушая разговоры любимых. Заодно грызть карамельки.


В этой странности спектакля «Саша, вынеси мусор», поставленного в Белорусском государственном молодежном театре, отголоски языческих обрядов, когда души умерших находятся где-то рядом и готовы помочь в трудную минуту. В пьесе украинской писательницы Натальи Ворожбит Саша помочь не может. И это не древность, а наша реальность. Мы уже не верим языческим ритуалам, хотя и соблюдаем их.

Саша как равный сидит со всеми за столом на поминках. Через год на кладбище выпивает положенную чарку. Еще через год является к жене и дочери то ли в видениях, то ли в воспоминаниях, требуя согласия вновь вернуться в их жизнь. Согласия не получил, потому что оставшиеся научились жить без тех, кого похоронили.

Рассказ может показаться мрачным. Однако театр делает его житейским, пронзительным, сострадательным и даже в чем-то смешным. У артиста и драматурга Дмитрия Богославского это первая режиссерская работа. Пьеса приглянулась ему, потому что сам пишет, не отделяя ушедших от оставшихся, если речь идет о семье. Память, неисполненные обязательства, неотданные долги стучат в сердце. Это всегда бывает тяжко — не договорили, не расспросил, не успел. Потом забывается — жизнь входит в свою колею.

Актуальность такого материала по-своему вечная. Настоящее вытекает из прошлого, переходит в будущее — связь времен и нравственных обязательств. И неважно, что в мирную жизнь врывается война. Она еще за стенами, за границей. Но она, как фантомные боли, не дает жить спокойно, легкомысленно, беззаботно, напевая шлягер Юрия Антонова «Белый теплоход».

Молодежный театр слегка запутал ситуацию. Во-первых, впервые устроили пресс-показ для журналистов, явно рассчитывая на положительные отзывы. Во-вторых, стеная по поводу отсутствия достойной режиссуры, приглашая чужестранцев, внезапно обнаружили, что свой режиссер вырос, да еще какой! В-третьих, можно ли заявить об открытии Малой сцены? Она финансово невыгодна, но только на ней возможны эксперименты.

Надо было идти по коридорчикам и лестничным пролетам, без конца куда-то поворачивать, руководствуясь стрелкой с названием спектакля. Кстати, обратно без проводника некоторые и не вышли бы.

Молодежный театр пока помалкивает относительно своей Малой сцены — очень уж специфичное это помещение. Напоминает бункер. Неудобный столб почти посредине. Удобные «карманы». Крохотный зрительный зал — плохо видно. Такая пригодность только для экспериментов и своей, терпящей неудобства, публики. Немного помогают телевизоры, стоящие под потолком. На них оператором выдается картинка происходящего, правда, она пока любительская. Сцена без подиума, зрительный зал, не уходящий вверх подобно лестнице — все это не самая удобная малая сцена. Когда сыграли первый спектакль, поняли, что случилось событие, стали думать, что делать с этим дальше.

В спектакле всего трое действующих лиц и, можно уверенно сказать, три значительные актерские работы. Случай, когда невозможно определить, кто лучше, кто хуже. Если и была соревновательность, то все трое заслужили первые места.

В описанной выше условной ситуации нет страшилок и недосказанности. Крепко стоит на ногах фактический лидер семьи — жена Катерина в исполнении Натальи Онищенко. Это сильный славянский характер женщины, которая «коня на скаку остановит». На таких плечах и судьба семьи, и судьба страны. Точные бытовые подробности поведения — всего лишь обязательства перед другими. В данном случае ответственность перед дочерью. У актрисы Любови Пукита ее героиня — очень типичное современное молодое существо из числа несамостоятельных. Наверное, малоудачная личная жизнь. Привычка крепко надеяться на плечи родителей.

Переезд в Минск из Молодечно хорошего актера Александра Пашкевича — большое приобретение Молодежного театра. Его полковник, начальник кафедры Военной академии, мало напоминает жесткого вояку. И уж точно не умеет играть мускулами. Обычная судьба с редкими и банальными радостями. Актеру достаточно трудно показать себя в таком материале, тем более что и само название спектакля снижает возможный пафос. Это к нему обращаются: «Саша, вынеси мусор». Обязанность мужчин, находящихся под каблуком. Впрочем, не в мусоре дело. Это, мне кажется, хорошо понимает артист. Его герой растерянный в бытовом смысле. Подчиненность военной дисциплине лишает его определенной самостоятельности. Только когда начинается война, вмиг подтянутый офицер даже с того света готов выполнить присягу перед Родиной. Пашкевич умеет играть людей, которые уходят от решения вопроса. На его героев нельзя сердиться, потому что они очень обаятельны. Им все прощается. Пашкевич лепит их из собственного опыта и своих нервов.

А что же карамельки? Они присутствуют в большом количестве на поминках. Саша их с удовольствием грызет. Во втором действии, на кладбище, пакетик с карамельками появится рядом с поминальной рюмкой, накрытой хлебом. В третьем действии Саша набьет карамельками карманы, не стесняясь военной формы.

Пора ответить на вопрос, что дальше будет с этим спектаклем в помещении, куда без проводника не доберешься. А вдруг он, как Иван Сусанин, заведет не туда? Уверена, несмотря ни на что спектакль надо играть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...