Коляска нон грата

Во многих магазинах формируют «образ врага»
Во многих магазинах формируют «образ врага»

До некоторых пор пребывала в твердом убеждении, что благообразный и добропорядочный обладатель определенной суммы денег и нескупого к ним отношения — субъект, приятный всякому подателю услуг. Но, оказалось, этих достоинств теперь уж маловато, чтобы повсеместно чувствовать себя «гостем дорогим». За последние годы сфера обслуживания во многом не без оснований обросла запретами и ограничениями, давая понять, какой клиент приятен, а какой нет. В Гомеле, например, не везде вас ждут с детскими колясками, собаками и... в брюках выше колен.

Оставь собаку, всяк сюда входящий!

...Мой недавний шоппинг носил чисто исследовательский характер. Хотелось познать, какой он — этот самый «нежелательный клиент». Потому, прежде чем ступить на очередную торговую площадь, внимательно изучала входные двери. Обычно они и предупреждают, что в том или ином магазине находится под запретом. После доброго десятка обследованных объектов могу смело заявить: больше всего не повезло собакам и велосипедам. Их перечеркнутые образы самые популярные в гомельских магазинах.

Как выяснилось, обладатели четвероногих и двухколесных давно не в чести. Первым вход в общественные места закрыт из санитарных соображений. Какая собака (а вместе с ней и другие представители одомашненной живности) откажет себе в удовольствии лизнуть, нюхнуть или сотворить другую неожиданность, оказавшись среди горок и стеллажей? Велосипедистов в тот же разряд зачислили из–за габаритов: своей громоздкостью они угрожают не только покупателям, но и полкам, особенно в залах самообслуживания. Осталось добавить: к таким торговым центрам еще бы и велосипедные стоянки, которых пока маловато, — цены бы им не было.

Однако на собаках и велосипедах свет клином не сошелся. Табу распространяется и на роллеров. «Могут покалечиться или покалечить других», — растолковали мне суть запрета в одном из супермаркетов, вход которого венчала ярко–зеленая наклейка. В продовольственных магазинах тем временем строгое замечание обеспечено покупателю, у которого в руках мешок с ядохимикатами или карманы набиты пиротехникой. Эти ограничения тоже обусловлены предосторожностью: химические вещества могут просыпаться на продукты, а взрывные игрушки натворить бед. Прецедентов не было, но вдруг?!

На этом тревожном фоне «табуированные» бананы, рогалики, напитки и мороженое (надо полагать, символы народных предпочтений — не перечислять же все!) выглядят ну просто бедными овечками. Но только впечатление обманчиво. Не так они и безобидны, в один голос уверяют продавцы одежды. Мне рассказали тьму страшных историй: о том, как мороженое оставило художественные следы на кофточке стоимостью 200 долларов; как банан, упавший из рук подростка на пол, чуть не стоил здоровья уважаемой клиентке; как лимонад «дополнил» белоснежный свадебный наряд...

«Крупногабаритные» младенцы

Я уже завершала марш–бросок по торговым центрам, как вдруг взгляд зацепился за объявление, висящее на стекле аптечного магазина: «Убедительная просьба с детскими колясками не входить». Антисанитария, громоздкость, взрывоопасность — любопытно, из–за чего это младенец в люльке подвергся дискриминации? Благо у меня тоже коляска с ребенком оказалась под рукой, чтобы сразу получить ответы на все вопросы.

— Минуточку, женщина, у нас с колясками нельзя. Оставьте ее в тамбуре при входе, а ребенка возьмите на руки! — женщина–фармацевт, кажется, искренне верила, что это лучший вариант, и призывала меня к порядку.

— Мне нужно разбудить ребенка, чтобы сделать покупки? — эксперимент, что называется, совпал с реальными обстоятельствами.

— Но вы нарушаете санитарные требования! — работник аптеки держалась до последнего и лишь под моим напором ослабила оборону магазина. Однако, быстренько отпуская товар, она так и не смогла внятно объяснить, какая все–таки угроза исходила от коляски и чем попиралось эпидемическое благополучие сего заведения. Между тем в продовольственном отделе Дома мебели

ОАОТ «Зубр», где тоже использовали подобный запрет, сослались на иное обстоятельство: узость проходов между стеллажами и неудобство, создаваемое коляской другим покупателям. Правда, после интереса, проявленного «СБ», запрещающую наклейку дирекция решила снять. Столь неожиданный поворот и вовсе сбил с толку: а где же правда?

В городском центре гигиены и эпидемиологии открестились: ничего такого не требуем и впервые от вас слышим о подобном запрете. Специалисты санитарной службы предположили, что дело в требованиях пожарной безопасности. Но областная инспекция Государственного пожарного надзора тоже отказалась взять на себя ответственность — ни в одних правилах нет табу на коляски. Заместитель начальника управления торговли Гомельского горисполкома Наталья Ратобыльская поначалу удивилась, что такие наклейки вообще встречаются в магазинах. Позже некоторую ясность внесли юристы управления: якобы коляски можно отнести к крупногабаритным вещам (более 5 кг), которые при входе в магазины самообслуживания нужно оставлять в местах хранения. Можно ли к этим же «вещам» отнести младенцев, в законодательных актах не сказано.

Все встало на свои места после обращения в Министерство юстиции. Специалист 1–й категории управления правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности Виталий Сорокин не скрывал, что этот вопрос уже изучался, но только на конкретных примерах из жизни минчан:

— В подобной ситуации работники магазина (продавцы или администраторы) не только не вправе запретить въезжать в торговый зал с детскими колясками, но и обязаны обеспечить беспрепятственное передвижение колясок внутри магазина, а также обеспечить их сохранность как крупногабаритных вещей в специально оборудованном месте. Кроме того, препятствуя доступу в магазин посетителям с детскими колясками, продавец оказывает предпочтение лицам без колясок и тем самым нарушает принцип равенства прав граждан.

Не запрещаем. Предупреждаем!

Честно скажу, своим исследованием я не собиралась крушить запреты до основания. Одни из них мне показались очень разумными. Как в случае с собаками и едой. Другие — симпатичными. Например, в гомельский частный развлекательный клуб «Немо» не впускают в брюках выше колен, а водители городских маршрутных такси настоятельно просят клиентов: «Без денег не входить». Но после путаной истории с детскими колясками захотелось понять, а где, собственно, грань между законными ограничениями потребительской свободы и самодеятельностью, нарушающей эти самые права клиентов? И есть ли официальный документ, в котором перечислены все возможные запреты?

Оказалось, нет такого списка. На законных основаниях только собаки и велосипеды не допускаются в магазины. Остальные запреты, что называется, продиктованы жизнью. В одном универсаме коляской разрушили «выкладку», в другом роллер наехал на покупателя, а в третьем после беляша начали примерять вечернее платье. Но заместитель начальника отдела организации торговли и услуг Министерства торговли Лариса Миронова, проясняя ситуацию, поспешила сказать о главном:

— Эти запрещающие знаки носят предупредительно–рекомендательный характер. Запретить клиенту входить с коляской или мороженым администрация магазина не вправе. Однако если товар будет поврежден по вине покупателя, то последнему придется полностью возместить его стоимость. Для того чтобы предупредить клиентов о возможности таких неприятных ситуаций, предприятия торговли и практикуют использование подобных обозначений.

Вот с этой позиции воспринимать запреты лично мне стало куда приятнее. Заботой повеяло! Жаль только, что такое толкование ограничений я смогла услышать лишь в Министерстве торговли. А с другой стороны, нужны ли толкования, если у покупателя всегда есть выбор? Не понравился магазин — пошел в другой. В этом смысле обслуживающему персоналу куда труднее — покупатель может и не вернуться. Взять хотя бы зарубежье. Там только в «самых тяжелых» случаях отказываются от клиентов, когда те, как говорится, «достанут» до печенок. Например, один из крупнейших супермаркетов Торонто запретил покупателям входить в торговый центр с обнаженной грудью. А в графстве Кент Великобритании перестали обслуживать подростков в капюшонах — таким способом те прячут лица от видеокамер и «чистят» прилавки. Что ни говорите, а наши покупатели спокойнее: если и нуждаются в запретах, то в самых простых.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter