Колядный ужин оставьте «переночевать»

ИЗ ГОДА в год 82-летняя Вера СЕРГУЦ из агрогородка Бережное Столинского района 6 января, накануне православного праздника, накрывает стол с кутьей, киселем, рыбой и другой постной едой. В старые времена на постный ужин собиралась в ее доме вся большая семья, и за столом всегда ставили один свободный прибор и стул. Это для гостя, который мог случайно зайти в хату — его в этот вечер принимали радушно как члена семьи, или, как тут говорят, для «самого Иисуса Христа». По другой версии, незанятым место оставляли для умерших родственников, с которыми хотелось разделить этот праздник. Корреспондент «СГ» научилась готовить кутью с маком и накрывать традиционный постный стол накануне Рождества.

Корреспондент «СГ» вместе с хозяйкой из агрогородка Бережное перед Рождеством варила кутью с маком и накрывала постный стол на… сене

ИЗ ГОДА в год 82-летняя Вера СЕРГУЦ из агрогородка Бережное Столинского района 6 января, накануне православного праздника, накрывает стол с кутьей, киселем, рыбой и другой постной едой. В старые времена на постный ужин собиралась в ее доме вся большая семья, и за столом всегда ставили один свободный прибор и стул. Это для гостя, который мог случайно зайти в хату — его в этот вечер принимали радушно как члена семьи, или, как тут говорят, для «самого Иисуса Христа». По другой версии, незанятым место оставляли для умерших родственников, с которыми хотелось разделить этот праздник. Корреспондент «СГ» научилась готовить кутью с маком и накрывать традиционный постный стол накануне Рождества.

ВПУСТИТЬ в дом на ночлег и от души потчевать случайного гостя считалось великим благом, главное — не повторить грех тех, кто не впустил в дом святую семью перед рождением Христа. На столе по традиции должно быть от семи до двенадцати постных блюд, все зависит от достатка семьи. Главным блюдом, безусловно, считалась кутья. Ее могли готовить как соленую, так и сладкую в качестве десерта. Вера Константиновна говорит, что кутья символизирует изобилие, в котором жили Адам и Ева в райском саду. Женщина готовит ее подсоленной, но к ней подает сладкий перетертый мак — настоящее объедение.

Кстати, мак на столе — символ достатка и плодовитости. Сегодня в кутью кладут сухофрукты, орехи, цукаты, подслащивают медом.

Готовилась кутья от начала и до конца одной хозяйкой, обычно самой старшей — свекровью, невесткой или замужней дочерью. Пробовать во время приготовления строго запрещалось, и выйти кутья должна была густой и клейкой, это означало, что в следующем году семья будет крепкой и никто не умрет.

ИТАК, для кутьи с маком по старинному рецепту требуется: 200 граммов перловой каши, соль, мак, сахар.

Варим перловую кашу минут 35—40 на среднем огне и в конце немного солим.

Мак предварительно подсушиваем. Затем растираем его до белого порошка в ступке или глубокой чаше пестиком (кстати, раньше эту нелегкую работу доверяли исключительно детям) (фото 1). Растирая его, в мак постепенно подливаем немного теплой кипяченой воды (фото 2). Последний этап — добавляем 2—3 столовые ложки сахара (фото 3). Так называемый «соус» к кутье готов.

Горячую кутью (фото 4) ставят на стол в первую очередь. Ее подают в горшочке или глубокой тарелке, а оттуда каждый перекладывает ее в свою тарелку. Кутья — это не обязательно перловая каша, но у бедных белорусских крестьян она была самой доступной едой.

— Это сейчас перловая каша продается в магазине, а раньше для кутьи в ступе долго перетирали ячмень, подливая туда немного воды, потом очищали его от плевел и лишь потом мыли, сушили, варили. Процесс был долгим. Для киселя сами готовили крахмал: чистили ведро картошки, натирали ее, процеживали крахмал, сушили его, — вспоминает Вера Сергуц.

Стол Константиновна накрывает полотняной скатертью, которую ткала еще ее покойная свекровь. А под скатертью обязательно должно лежать сено. Оно символизирует ясли с сеном, куда Пресвятая Богородица положила Новорожденного Богомладенца Христа.

Еще на постном столе всегда был домашний клюквенный кисель, который готовили из сушеных или замороженных ягод на крахмале. Он символизировал уничтожение греха кровью Христа. Рыба же являлась символом явления Господа. На стол ставили соленые огурцы, помидоры, квашеную капусту и другие постные заготовки. Вареная картошка, жареная или запеченная рыба, постные пончики на дрожжах, жареные или маринованные грибы, красный борщ с грибами — все это традиционные блюда для предпраздничного стола. Несмотря на последний день поста, стол, хоть и был скоромным, но изобильным. И за ним собиралась вся семья, а глава семьи читал молитвы. По левую руку от хозяина садилась мужская половина семьи, по правую — жена и дочери с невестками.

ПОСТНЫЙ ужин накануне великого православного праздника — это прежде всего духовное примирение между Богом и человеком, а также между всеми членами семьи. Считалось большим грехом садиться за стол в ссорах и недопонимании. Кстати, встречать этот вечер вдали от дома считалось грехом, обязательно нужно было завершить все дела и сесть за стол вместе с родными.

Пока взрослые суетились, накрывая обрядовый колядный стол, дети ждали появления на небе первой звезды. Считалось, что садиться за стол можно только с ее появлением.

После ужина стол никогда не убирали, все блюда оставались ночевать. Ночью, считалось, за столом угощались покойные родственники. И лишь утром, когда наступало Рождество, всю постную еду убирали.

Сено на столе лежало три дня, потом его отдавали животным. Кстати, домочадцы на постном обрядовом столе могли гадать: кто-то из семьи вытягивал две травинки из-под скатерти, их поджигали и подбрасывали. Упадут травинки вместе, не разлучившись, тогда и семья проживет год дружно. Распадутся в разные стороны — будут болезни и недоразумения.

Наталья ОСТАПЧУК, «СГ»

Фото автора


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter