Островецкая АЭС способна решить энергетические проблемы региона

Кольцо испытывают на разрыв

Политика и борьба за ресурсы — понятия во многом тождественные. Хотя зачастую связь между ними скрыта за непроницаемым слоем высокопарных и витиеватых слов. Беларусь строит АЭС. Факт достаточно прозаичный. Мало ли в мире работает и возводится новых атомных станций. Вопрос может быть лишь в плоскости безопасности. Но если международные организации — например МАГАТЭ — не имеют к нам претензий, экспертам из всех стран мы готовы открыть любые двери, то о чем еще говорить? Однако информационное поле нашей АЭС постоянно пронизывают как молниями критические токи. И зачастую они идут или от незнания реальной обстановки, или же от преднамеренного искажения объективной ситуации. Но есть и еще один уровень возможного объяснения происходящего — большая политика, которая нередко не обращает внимания на разумные доводы и выключает рубильник прагматизма. Латвийское издание Latvijas Avize и онлайн-журнал Geoenergetics.ru опубликовали материалы о нашей АЭС. Почему она вызывает скачки общественного напряжения?


Латвия готова брать у нас электроэнергию


Министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса рассердили высказывания его латвийского коллеги Эдгара Ринкевича о том, что Латвия в будущем не откажется от электроэнергии, произведенной на строящейся в Беларуси Островецкой атомной электростанции.

Линкявичюс информационному агентству BNS сказал, что главная причина, из-за которой Латвия не планирует блокировать белорусскую электроэнергию, заключается в попытках заманить белорусские грузы в Вентспилсский порт. “Яркий пример — порт Клайпеда, который полюбили белорусы. Но есть также порт Вентспилс, поэтому я полагаю, что они хотят больше сотрудничества”, — изложил свою версию Линкявичюс.

Безосновательными назвал заявления литовского министра иностранных дел советник Ринкевича Мартиньш Дрегерис, но он не отверг мысль о покупке электроэнергии, которая будет производиться на Островецкой АЭС. “Латвия так же, как и Литва, считает, что строящаяся Островецкая АЭС должна отвечать самым высоким стандартам безопасности, о чем министр многократно говорил с Беларусью, а также с Международным агентством атомной энергии (МАГАТЭ). Мы не считаем, что можно принять специальные нормы закона, с тем чтобы отличить произведенную небезопасным способом электроэнергию и установить запрет на ее покупку”, — пояснил Дрегерис.

Главный редактор литовского интернет-издания The Lithuania Tribune Руслан Ирзикевич констатирует: получается, что Латвия открывает возможности для поступления в ЕС произведенной в Островце электроэнергии.

Линия на сотрудничество


Руководство Прибалтийских стран неоднократно публично подтверждало свою готовность выйти к 2025 году из энергетической системы БРЭЛЛ (единого электрического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы).

Возникает вопрос: почему называется 2025 год, почему на такой, казалось бы, небольшой переход нужно 8 лет? Кабели из Эстонии в Финляндию и из Литвы в Швецию по морю уже проложены. Есть сухопутное соединение энергосистем Литвы и Польши. Казалось бы, остается только дернуть рубильник. Однако это поверхностный взгляд.

Речь идет не о синхронизации энергосистем Прибалтийских стран и Евросоюза. Прибалтика будет использована как территория, где будут синхронизированы две энергосистемы Евросоюза: западная (USTE), которая охватывает большую часть стран ЕС, и северная (NORDEL), куда входят Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и Исландия. Объединение этих зон — большая техническая задача.

Особого секрета в том, что 40% потребляемой Калининградской областью электроэнергии идет через территорию Литвы, нет. Если бы технически было возможно быстро и безболезненно буквам ЭЛЛ отсоединиться от энергокольца, то Калининградская область оказалась бы под ударом.

На сегодняшний день очередной скачок цен на 20% на электроэнергию на оптовом рынке Литвы связан с 21-й по счету аварией на кольце, которое формирует Европейский союз. Кабель из Швеции в Литву лег в декабре 2015 года. То есть прошло совсем мало времени, и это уже столько аварий.

Сейчас электроэнергия, в частности, с территории России, заходит на северо-восток Эстонии, “прокатывается” по всей территории Прибалтики и уходит в Калининградскую область, частично — в Беларусь. Если электричество в Эстонию будет приходить со стороны Финляндии через морские кабели, в Литву — через морской кабель из Швеции и по линиям электропередачи из Польши, это значит, что нужно не только проложить кабели, что уже сделано, не только смонтировать вставки постоянного тока, но еще и построить новые линии электропередачи, потому что сейчас точки входа и выхода находятся в новых местах. Система вставок постоянного тока будет стоить около 2,8 млрд евро. Во сколько обойдется новая система ЛЭП, сказать сейчас сложно. Кроме того, нужно построить новые подстанции, трансформаторные узлы.

Энергокольцо БРЭЛЛ сегодня работает без аварий, стабильно и предсказуемо, не требуя огромных вложений. Выход из отлаженной системы потребует огромных по масштабам Прибалтики инвестиций, возврат которых ляжет на плечи и кошельки оставшегося населения. И есть другой вариант: возвращаться к прогнозируемым отношениям с соседями, которые вполне способны предложить и всей Европе, и Прибалтике в частности немало обоюдовыгодных проектов, в том числе и в энергетике.

Андрей Крылов

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter