Участникам и зрителям на Олимпиаде в Токио запретят кричать, общаться и встречаться

Кольца в рамках

Ограничения, анонсированные на Олимпиаде в Токио, лишают Игры эмоций

Едва ли в истории мирового спорта была более неоднозначная и непредсказуемая Олимпиада, нежели Игры, которые в нынешнем году примет Токио. По сути, даже утверждать, что Олимпиада состоится, пока рано. Пандемия уже доказала, что может за пару дней все поставить на уши и скомкать самые стройные планы. Но одно можно сказать определенно уже сейчас: Игры станут испытанием не только для спортсменов, а знаменитые «быстрее, выше и сильнее» будут далеко не единственными факторами, влияющими на распределение мест. Окончательно в этом убедили «правила поведения на Олимпиаде», которые на днях опубликовал МОК.


Спорт уже понемногу привык к жизни в «пузырях». В режиме максимальных ограничений и минимальных контактов с внешним миром и друг другом уже провели топовые соревнования и баскетболисты, и хоккеисты, и пловцы, и представители подавляющего большинства других видов спорта, тем самым доказав принципиальную возможность реализации такого плана. Но одно дело несколько матчей или стартов в отдельно взятом виде спорта и совсем другое — масштабный мегатурнир вроде Олимпиады. Любые Игры — это огромное количество спортсменов, тренеров и обслуживающего персонала. Охватывающая весь мир география. Целая армия представителей СМИ и телевизионщиков. Опять‑таки зрители, которые приносят организаторам серьезный доход и которые, между прочим, уже купили билеты. Решение архисложной задачи по поиску компромисса, позволяющего все же избежать отмены Игр, выглядит фантастикой. Даже на теннисном Открытом чемпионате Австралии еще до начала матчей едва не случился коллапс из‑за положительного теста на коронавирус у одного из обслуживающих соревнования работников. А здесь Олимпиада. Но японцы изо всех сил стараются найти выход. Например, при помощи ограничений.

Методичка, описывающая правила поведения всех причастных к Играм групп, — это два внушительных размеров талмуда, в которых подробно расписаны самые мельчайшие детали и возможные ситуации. Самое очевидное требование — отрицательный тест на коронавирус. Но этого едва ли будет достаточно. Всем спортсменам придется регулярно тестироваться еще и по ходу Игр, а заодно скачать обязательное мобильное приложение. В нем предстоит ежедневно отчитываться о своем самочувствии. Согласитесь, довольно сложно представить, как все это будет работать на практике, учитывая, что достоверность тестов по‑прежнему вызывает вопросы, а любой ложноположительный результат может поставить крест на чемпионских надеждах, а то и вовсе «схлопнуть» турнир по одному из видов спорта в программе Олимпиады. Кроме этого, спортсменам придется максимально избегать физического контакта с окружающими и соблюдать дистанцию в два метра между собой. Также спортсменам будет запрещено посещать соревнования в качестве зрителей и «слишком эмоционально праздновать победы». О традиционных шумных вечеринках в олимпийской деревне, группах поддержки и атмосфере праздника, без которой сложно представить любую Олимпиаду, судя по всему, придется забыть.
Едва ли будет комфортно и болельщикам. Как вы, например, представляете себе выполнение одного из пунктов предписаний, который утверждает, что «болельщики должны поддерживать спортсменов без использования кричалок и песен»? 
Намерения у организаторов благие: утверждается, что коронавирус передается воздушно‑капельным путем, поэтому при кашле, разговоре, крике или пении вероятность заразиться может оказаться выше. Но как заставить зрителей сдерживать себя, а заодно выявлять и изолировать тех, кто посмел использовать не только аплодисменты? 

Досталось и прессе. С журналистами история вообще самая неоднозначная. На любых Играх именно эта категория участников действа оказывается наиболее мобильной и сложноконтролируемой. Журналисты чаще всего работают в авральном режиме, максимально оперативно реагируют на постоянно меняющуюся соревновательную повестку, а потому ситуации, когда приходится со скоростью Усэйна Болта метаться между спортивными объектами, выглядят обычным делом. Но не в Токио. Как и всем, кто оказывается наиболее близко вовлеченным в события Олимпиады, журналистам и членам делегаций предстоит в ежедневном режиме измерять температуру и заносить свои показатели в созданное для контроля мобильное приложение. Перед самым вылетом в Японию придется сдать тест, а заодно предоставить организаторам подробный план передвижения во время Игр и список лиц, с которыми планируется контактировать. В Токио — ежедневные измерения температуры. При значении выше, чем 37,5 оС, — «помещение в изоляцию» для дальнейшего обследования. При этом список мест, в которые журналисты могут попасть, ограничен отелем и спортивными объектами. Запрещено посещать туристические зоны, магазины, кафе и спортзалы, а также пользоваться общественным транспортом. К спортсменам можно подходить не ближе чем на расстояние двух метров, и даже при соблюдении дистанции и наличии защитных экранов интервью не может длиться дольше пяти минут. На этом фоне обязательное ношение масок, избегание помещений с возможным тесным контактом и запрет на объятия и рукопожатия выглядят мелочью. Зато организаторы подчеркивают, что неоднократные (по сути, более одного раза) нарушения правил запросто могут привести к аннулированию аккредитации. 

Даже беглое изучение основных пунктов требований вызывает далеко не праздный вопрос о целесообразности проведения Игр в таких условиях и возможном их эффекте. 

Как ни крути, но даже победы в режиме чрезвычайной ситуации едва ли будут похожи на триумф. Однако такие нюансы, похоже, не сильно волнуют организаторов и МОК. На кону — имидж олимпийского движения и, главное, деньги. Большие деньги. На подготовку к Играм уже потрачены миллиарды долларов. Сопоставимые суммы еще предстоит потратить из‑за переноса. Контракты заключены, санкции предусмотрены, рекламная продукция заготовлена. Да и для спортсменов в условиях постоянных переносов и отмен соревнований участие в Олимпиаде выглядит вопросом принципа. Для многих отмена Игр может означать лишение мечты, к которой они шли всю жизнь и ради которой совершенно точно готовы носить маски, сидеть в гостинице и держаться на расстоянии от любого встречного. Правда, ответ на вопрос, оправдывает ли цель такие способы ее достижения, для подавляющего большинства любителей спорта пока отнюдь не выглядит очевидным. А единственной надеждой остаются обновления ограничительного списка, которые МОК анонсировал в апреле и июне. Возможно, хотя бы крикнуть после победы разрешат…

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter