Наш корреспондент поучаствовала в жатве и намолотила более 100 кг зерна

Колосья под серпом моим

Урожай на Гродненщине — небывалый! Убрано почти 90 процентов площадей зерновых, и уже можно утверждать, что нынешняя страда оправдала самые смелые ожидания. Средняя урожайность составила немногим более 49 центнеров с гектара. Многие хозяйства получили рекордный результат. Например, в филиале «Гроднооблгаза» СПУ «Протасовщина» Щучинского района урожайность поднялась до 90 центнеров с гектара. Пришлось даже оперативно создавать дополнительные хранилища для зерна.

Уборочная кампания в СПУ «Протасовщина».

Дело техники

— Мы всегда работаем на максимальный результат, — комментирует директор СПУ «Протасовщина» Виктор Семенович. — И не потому, что нас кормит инвестор, — умеем работать и зарабатывать. Мы самое маленькое хозяйство Щучинского района. Тем не менее оно здесь всегда на первых позициях как в растениеводстве, так и в животноводстве. А еще мы в десятке лучших хозяйств области. Результат этого года не в последнюю очередь заслуга материально-технической базы. Система точного земледелия, высокоурожайные сорта и гибриды, современная система защиты растений. И конечно, люди.

В «Протасовщине» высоких результатов достигают на технике отечественного производства. Благо она сейчас оснащена всем необходимым и для комфорта работников, и для максимально эффективного производства. Чтобы убедиться в этом, я направляюсь на поле хозяйства, где комбайны «Полесье» убирают тритикале. Прямо на месте решаю примерить на себя профессию комбайнера и прочувствовать, каково это — убирать урожай.

Введение в эксплуатацию

Мой инструктор — молодой механизатор Владимир Бодак, у которого эта уборочная кампания третья. Он дает мне вводную информацию: 

— На стойке справа от лобового стекла установлен бортовой компьютер. Он отслеживает процессы и предупреждает, если случилась неполадка. Например, вчера у меня вышел из строя подшипник на соломотрясе, компьютер вслух проинформировал: «Недостаточные обороты соломотряса». Поменять подшипник могу и сам, а если поломка более серьезная, вызываю «скорую помощь» с мехдвора. Специалисты приезжают и ремонтируют. Еще на экране показаны скорость, обороты двигателя, барабана, вентилятора, потери на соломотрясе и многое другое, что нужно знать и контролировать.

Собкор Катерина Чаровская за рулем комбайна. 
Усаживаюсь в водительское кресло. Все выглядит примерно так, как в обычной машине. Лобовое стекло, зеркала заднего вида. В полу педали, передо мной руль, под правой рукой джойстик, похожий на рычаг коробки передач. Только руль в диаметре примерно в два раза меньше автомобильного. Однако дальнейшее изучение устройства комбайна показало, что обычного в его управлении не так много, как казалось на первый взгляд.

Для начала нужно опустить мотовило на нужную высоту, чтобы стебли срезались примерно на уровне 5—10 сантиметров. Мотовило — это тот самый металлический вал, который установлен на передней части комбайна. Специальными граблями он захватывает зерновые и подает их на режущую часть. Движением джойстика вверх-вниз эта операция выполняется без особого труда. Чтобы проверить, правильно ли выбран уровень, необходимо запустить процесс вращения и, срезав какое-то количество стеблей, отъехать назад. Мотовило приходит в движение после того, как нажимаешь и удерживаешь шесть секунд кнопку на приборной доске справа. Ага, заработало. Значит, можно ехать! 

Тонкости мастерства

Под внимательным взглядом моего наставника осторожно толкаю джойстик вперед, чтобы начать процесс жатвы. Комбайн едет, вминая под себя золотые колосья. Мне надо проверить высоту среза. Поэтому, проехав несколько метров, даю задний ход — отвожу джойстик назад. По срезанным «пенькам» стеблей Владимир определяет, что мотовило установлено высоковато. С его помощью выставляю вал на нужный уровень.

— А вы можете сразу установить мотовило на нужную высоту без контрольного отъезда назад?
— задаю дилетантский вопрос опытному механизатору.

— Могу, но все равно всегда проверяю. Так, не теряем времени. Трогаемся.

Толкаю джойстик вперед и, следя за показаниями на бортовом компьютере, удерживаю скорость 2,5—3 километра в час — это оптимальный разгон для качественного сбора зерна. Самое сложное — не отвлекаться на потрясающий пейзаж за панорамным лобовым стеклом. Под солнечными лучами поле сверкает и переливается, как море расплавленного золота. На пронзительно-голубом небе кучкуются облака. Бесстрашные аисты подлетают поближе в надежде подобрать выпавшие зерна. Сопереживая моим ощущениям, Владимир деликатно молчит, хотя и видит, что я безбожно искривила линию сжатой полоски, увлекшись окружающей красотой. Только после того как агрегат практически наполовину выехал на уже скошенное поле, механизатор решился сказать, что такую некачественную работу придется переделать.

— Даем задний ход и возвращаемся к месту сбоя. У правого края мотовила закреплен белый прут. Это ограничитель. Он должен всегда находиться на границе скошенного и нескошенного поля.

Дальше едем без приключений. Вдруг в кабине раздается громкий сигнал. Что-то не так? Я вопросительно смотрю на Владимира. Оказывается, это бортовой компьютер дает знать о том, что зерном заполнено 70 процентов бункера. Значит, пора созваниваться с водителем грузовика и договариваться о месте встречи. Пока он подъедет, бункер будет уже полон. Владимир старается не показывать эмоций, но я чувствую, что на этапе выгрузки зерна он хотел бы взять управление комбайном в свои руки. Что ж, уступаю ему место и успеваю заметить, как кнопкой на джойстике механизатор выдвигает выгрузную трубу, по которой буквально спустя секунду за борт грузовика потекло зерно. В бункере комбайна находится шесть тонн. Как раз такой объем помещается в кузов МАЗа-пятитонника. Для того чтобы содержимое бункера вошло в 3,5-тонный ГАЗ, на кузове этого грузовика наращивают борта.

Центнер гордости

Далее зерно обычно сушится и отгружается на хранение. В этом году погода позволяет пропустить процесс сушки: влажность зерна без расходов на газовый подогрев сушильной камеры в норме. Грузовик выгружает урожай во дворе зерносушилки. Зерно буквально вливается в то, что было ссыпано здесь остальными машинами ранее. Невольно где-то внутри зарождается гордость: в этом урожае есть и часть, собранная мной. Путем нехитрых подсчетов, в которых фигурируют средняя урожайность по хозяйству, ширина жатки и расстояние, которое проехала по полю, вывожу цифру: сегодня я отправила в закрома не менее 100 килограммов зерна. А глядя на то, как деловито, но бережно обращаются с урожаем работники СПУ «Протасовщина», не сомневаюсь: будем с хлебом!

charovskaya@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter